С поля боя – под воду

4 ноября 09:00

В Ивановской области с апреля при поддержке фонда "Своих не бросаем" работает пилотный проект по водной реабилитации участников СВО. Пострадавших в боях парней заново учат ходить в бассейне 98-й дивизии. Занимаются с военнослужащими на добровольных началах сертифицированный специалист по ВАТСУ (форма терапии в воде, с пассивными движениями, массажем и дыхательными практиками) Ольга Герасимова и водолаз Всероссийского общества спасения на водах, дайвер Сергей Скрипкин.

Встали на ноги вопреки прогнозам врачей 

Идея помощи в реабилитации участников СВО пришла Сергею Скрипкину, когда он увидел своих вернувшихся с фронта друзей. А когда волонтер сам съездил "за ленточку" с гуманитарным грузом, решение в запуске проекта укрепилось.

"Полтора года назад я начал искать варианты помощи парням. Они возвращаются с кучей физических и психологических проблем, со страхами, отчаянием и растерянностью, – говорит профессиональный водолаз. – Специалисты, которые могли бы помочь в водной реабилитации, первым делом спрашивали, сколько им за это заплатят. Однажды в социальной сети мне попалась страница Ольги Герасимовой, я предложил помочь мне. На удивление, она сразу же согласилась. И даже не заикнулась о деньгах". 

Специалист по грудничковому плаванию и работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с ампутациями конечностей) как раз хотела предложить свою безвозмездную помощь нуждающимся в реабилитации.

"За полгода работы с бойцами у нас уже есть определенные результаты, – рассказывает Сергей Скрипкин. – Да, не всех можно поставить на ноги, но можно научить жить с этим. В 98-й дивизии, например, продолжает службу боец на протезах: он проводит занятия по стрельбе. Мы всегда говорим: вы почувствуете себя лучше, но будет больно, придется потерпеть".

Эффективность совмещения дайвинга и альтернативной медицины подтверждают и военнослужащие: занятия помогают даже при серьезных проблемах с позвоночником и поражении опорно-двигательной системы, а также с психологическими проблемами в виде посттравматического стрессового расстройства и панических атак. Один из "пациентов" полностью восстановился и вернулся в зону боевых действий. Двое встали на ноги вопреки прогнозам врачей.

Был полгода прикован к койке

Профессиональный военный Дмитрий служил в разведподразделении. В январе 2023 года получил тяжелое минно-взрывное ранение живота, груди, ног, спины с разрывом позвонков и ушибом спинного мозга. "С тех пор я практически не спал нормально: ноги болят, их ломит, жжет, сводит судорога", – рассказывает десантник.

Из зоны СВО раненого эвакуировали в Военно-медицинскую академию Санкт-Петербурга. Когда оперирующий хирург для уточнения деталей связался с госпиталем в городе Сватово, где до этого лечили Дмитрия, там очень удивились: "А что, он выжил?"

С тех пор пришло осознание собственной беспомощности, вспоминает военный. Супруга, находясь на пятом месяце беременности, сразу же примчалась в Петербург. "И я понял: во чтобы ни стало я должен встать на ноги, которых на тот момент даже не чувствовал, – вспоминает боец. – Полгода был прикован к койке. Я не чувствовал нижнюю половину тела. Лежал целыми днями в памперсах и молился. Мечтал хотя бы просто сесть в кресло и проехаться по отделению".

После операции по установке металлоконструкции в позвоночник Дмитрию пришлось учиться всему заново: ползать, вставать на четвереньки, сидеть... Врачи заявили, что потребуется два-три года, чтобы встать на костыли.

На реабилитации в московском госпитале имени Вишневского боец смог встать на ходунки и передвигаться по палате. А дома ждала семья и главный мотиватор – двухмесячный Серафим. Имя мальчика (в честь святого) пришло отцу во сне в пасхальную ночь, а супруга с начала СВО ежедневно ходила в храм Серафима Саровского.

Каждое занятие связано с болью

Сейчас Дмитрий проходит специальный курс реабилитации – в бассейне на базе спорткомплекса родной 98-й дивизии. У многодетного отца есть цель: встать на ноги, вырастить детей и быть опорой и защитой для любимой жены.

Когда из инвалидной коляски мужчина перешел на костыли и ходунки, ему не хватало баланса – он падал. "Я ходил на костылях, как старая бабушка, – с наклоном, – рассказывает Дмитрий. – Не мог стоять без опоры. Уже в 12 часов дня я ложился на кровать без сил. Теперь я могу провести полноценный день на ногах, сам моюсь и бреюсь. Хожу с двумя тросточками и очень мечтаю перейти на одну. По выходным стараюсь гулять с сыновьями – жене тоже ведь нужен отдых". 

Десантник занимается реабилитацией практически каждый день: два раза в неделю – в бассейне, два – в тренажерном зале, а еще – самостоятельные занятия дома. Он ежедневно выходил в подъезд и заставлял себя идти по ступеням, прибавляя каждый раз по одной. За два месяца сделал то, что казалось невозможным: сам поднялся до 13-го этажа и спустился обратно.

"Если бы не было этой реабилитации, сам бы не справился, – уверен Дмитрий. – Здесь упражнения на равновесие, баланс, вытяжение тела. Если упадешь в воде – это безопасно. Но каждое занятие связано с болью. Нужно быть сильным и перетерпеть. Не все на это готовы. Один парень бросил и ушел… Процедуры, приспособления, массажи, занятия – это очень дорого для бюджета семьи. А здесь от нас требуется только желание".

От обезболивающих таблеток боец отказался изначально, считая это дорогой в один конец: "К ним привыкаешь, и они перестают действовать, потом нужны уже более сильные и в большей дозировке. Становишься как наркоман…"

Жены помогают в домашних тренировках

"Реабилитация может дать результат только в совокупности действий и усилий, – уточняет Сергей Скрипкин. – Найти тренажерный зал и качать мышцы – недостаточно. Это может привести к ухудшению состояния".

Первостепенная задача для тренеров – встроить движения в бытовую жизнь. Чтобы военнослужащие могли держать равновесие, обслуживать себя самостоятельно. Поэтому некоторые упражнения приходится выполнять с закрытыми глазами, чтобы понять, "как это работает".

"Мы работаем не с конкретным человеком, а с семьей, – говорит врач Ольга Герасимова. – Вместе с мужьями иногда занимаются и жены. Они вместе делают домашние задания. Это не просто работа с телом, многие вернувшиеся парни нуждаются в "перепрошивке". Мы за них отвечаем".

Занятия поделены на две части: на суше (лечебная физкультура, массаж руками и мячами, растяжка и даже гвоздестояние) и в воде (упражнения на стабилизацию баланса, управление своим телом и погружения с аквалангом).

"В воде ходят даже те, кто вообще не может передвигаться, – рассказывает Ольга. – Однако всё, что легко обычному человеку, может быть сложно человеку с ограниченными в настоящий момент возможностями".

По дну бассейна бойцы начинают заново ходить.

Особая методика ВАТСУ с мягким массажем, растяжением мышц, скручиванием помогает убирать зажимы в теле и снимает боль. "Пациент" "уходит в дзен", то есть, поясняет Герасимова, открывает свой разум и тело для достижения внутренней гармонии, понимания себя и окружающего мира, а также для расширения своих возможностей.

По словам Сергея Скрипкина, когда человек погружается в воду, он испытывает чувство невесомости. Некоторые бойцы сравнивают это с прыжком с парашютом: такое же ощущение расслабленности. Однако в отличие от прыжка, при котором позвоночник подвергается нагрузке, вода помогает его расслабить. Мышцы тела выравниваются и достигают оптимального состояния, принимая нужную форму.

При поиске бассейна важно учитывать его глубину

Тренеры-волонтеры с особой гордостью говорят о своих подопечных: один – справился с паническими атаками, другой – начал ходить, третий – восстановился после инсульта, четвертый – поборол природную скромность и вышел на сцену на большом концерте. У парня на коляске оказался прекрасный голос, в детстве он пел в хоре имени Жуковского. Зал аплодировал стоя, а после концерта неравнодушные "начальники", узнав, что у бойца нет даже парадной формы, не оформлены льготы и не получены награды, обещали всё устроить.

"У нас уже много идей на дальнейшее развитие проекта, – говорит Сергей Скрипкин. – Но на одном энтузиазме далеко не уедешь. Придется, видимо, писать грант и пытаться получить хоть какое-то финансирование, оборудование и расходные материалы". 

Особую благодарность волонтеры выражают 98-й дивизии, которая идет навстречу по любым вопросам, начиная от допуска колясочников в бассейн до предоставления в пользование тренажерного зала. Когда на лето полковой бассейн закрылся, пришлось долго искать место для продолжения занятий (ведь нужна и определенная глубина, и температура воды, и небольшое количество посетителей: для бойцов с анатомическими проблемами занятия под прицелом посторонних глаз – определенный стресс).

Бесплатно коммерческие бассейны работать не готовы, поэтому оплатить летние занятия для бойцов помог фонд "Своих не бросаем". С ноября реабилитация вновь возвращается в уже привычные стены дивизии. Записаться на бесплатные занятия можно через фонд или напрямую у тренеров.

Полная версия