"Тятькин обед" Владимира Козлова

12 октября 09:10

За свою жизнь 75-летний Владимир Козлов самостоятельно освоил более двадцати профессий: стеклодува, художника, инженера, резчика по дереву, кузнеца, сварщика и даже поэта...

Начинал с профессии автослесаря

С мастером золотые руки из областного центра Владимиром Козловым я познакомилась в Родниковском турцентре. Владимир Александрович привез на выставку уникальные работы, выполненные из дерева.

На открытии выставки мастер не смог присутствовать, зато специально приехал на встречу с ее посетителями. Ими стали первокурсники политехнического колледжа – будущие автослесари.

Узнав об этом, Владимир Александрович мгновенно перестроился и рассказал ребятам о том, как сам обучался этой непростой профессии. А делать это он начал еще в школе. Ведь раньше к трудовому обучению подходили неформально. Во времена Советского Союза средние учебные заведения были оснащены станками – сверлильными, токарными, слесарными… Тогда, по словам Козлова, один день в неделю ученики работали на заводах и вместе с аттестатами получали новую профессию. Для него это была профессия автослесаря.

В мастерской

Разговор перешел в рассказ об одном из десятков увлечений Владимира – резьбе по дереву. В турцентре представлены 40 его лучших работ. Мастер ответил на вопросы, рассказал, почему выставку деревянных предметов славянского быта назвал нестандартно – "Тятькин обед", откуда у него интерес к славянским корням, почему на выставку привез именно чаши, наливайки, ложки, ендовы, братины, скульптурные композиции…

При их изготовлении Владимир использует разные материалы: от обычных липы и березы до экзотических бука и кебрачо. Например, глухарь выполнен Козловым из березового капа, а вот брови его – из редкого темного квебрахо. Да и конь-огонь – весь из этого материала; симпатичная потатуйка (старинное название удода) вырезана из груши.

СПРАВКА. Кебрачо (или квебрахо) – собирательное название трех субтропических видов деревьев из Южной Америки. Посуда из них получается очень прочной и долговечной.

Замысел деревянных скульптур иногда приходит во сне

По мнению художника, резчик только помогает дереву раскрыть свою внутреннюю красоту. Например, чуток поправил расщепленный молнией срез дерева, а получилась чудесная птица… При этом, по словам мастера, будущие сюжеты рождаются не только в голове: иногда они приходят… во сне.

"Рядом со мной всегда лежит тетрадка, проснусь ночью, запишу. А утром вот она, идея! Что это? Дар Божий?" – говорит 75-летний мастер. И продолжает с улыбкой: "Ко мне все профессии липнут, как блохи к собаке. Учусь, наблюдая. Смотрю, как сварщик работает, а потом повторяю…"

Кроме деревянных изделий Владимир Александрович привез на выставку изготовленные собственноручно инструменты резчика. Некоторые он сам и придумал.

Палехские резчики по дереву пользуются инструментом, изготовленным Владимиром Козловым

Прямо у меня на глазах в своей мастерской из обычного стального прута мастер в течение пары часов изготовил инструмент для выборки древесины – клюкарзу. Заключительный аккорд – авторское клеймо, выполненное алмазным инструментом.

Мастер поясняет: "Мое славянское кредо – работать "дородно", то есть прочно, полезно, красиво. Живу по простой и возвышенной формуле: "Только творчество приближает человека к Богу..." Я – собиратель профессий и ремесел, готов поделиться знаниями и умением со всеми желающими".

ШТРИХ. Многие палехские резчики по дереву пользуются инструментом, изготовленным именно Владимиром Козловым.

Гравер, литейщик, изобретатель, кузнец...

За свою жизнь 75-летний Владимир Козлов самостоятельно освоил более двадцати профессий: стеклодува, художника, инженера, изобретателя станков, резчика по дереву, кузнеца, сварщика, печника, бондаря, реставратора-иконописца, гравера, литейщика. Да еще он к тому же – поэт...

В такую ендову с конем гостям наливали вино и пускали сосуд по кругу

Сейчас на его столе в мастерской очередная интересная и очень непростая работа – чертеж будущей печи. Мастера разыскал заказчик из Костромы. Так что инженер и в печном деле дока. Проще спросить – в чем он не разбирается?

В своем дворе Владимир Александрович установил несколько станков; многие особенные, поскольку мастер сам их придумал и собрал. Есть даже пресс и горн.

Он и в молодые годы постоянно что-то изобретал… Работая на заводе конструктором нестандартного оборудования, выдавал по полтора десятка рацпредложений в год! И параллельно преподавал граверное дело.

Ивановцы наверняка знают знаменитую цаплю на площади Революции и другие сварочно-чеканные арт-объекты в городских и частных парках, деревянную архитектуру в Шуйском районе… Это его, Козлова, рук дело.

А еще – самобытные стихи пишет Владимир Александрович... Но это уже, как говорится, совсем другая история.

ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ. Изданного сборника стихов, по словам Владимира, у него пока нет: "складные мысли", по его выражению, уместились в небольшом блокнотике. Долго стеснялся их прочитать, хотя иногда дарил шутливые строки друзьям и женщинам, на себя есть эпиграммы. Но год назад на открытии своей первой выставки в Доме-музее имени Бориса Пророкова его уговорили почитать. Он выбрал стих, написанный по воспоминаниям из детства – "Посвящение храму".
"Когда читал впервые перед слушателями, аж скулы свело, как переживал", – вспоминает автор.
Цел храм, была ограда, врата,
В слепые окна льется свет.  
Стояли липы в три охвата,
На них воронам – 300 лет…
Полная версия