Стать педагогом помогла… жара
Образование Вера Гущина получила в Шуйском педуниверситете: днем студентка училась на психолого-педагогическом факультете, а вечером – на юридическом. В итоге в 2005 году у молодого специалиста на руках было два диплома о высшем образовании.
Однако ни по одной из специальностей Вера Гущина работать не пошла. Сначала два года исполняла обязанности офис-менеджера в одном из ивановских магазинов пластиковых окон, затем работала в колонии психологом с осужденными женщинами, откуда вышла в декретный отпуск.
А дальнейшую ее судьбу решило жаркое лето 2010 года. Тогда временно, лишь бы отдохнуть от зноя поближе к природе, семья решает переехать из областного центра в Шилыково Лежневского района – на родину мужа. Да так там и обосновались, построили дом. А в 2012 году Вера Гущина устроилась в сельскую школу психологом.
До школы детям нужно дать вволю наиграться
В Шилыковской школе Вера Владимировна не только педагог-психолог, но и завуч по учебно-воспитательной работе. А поскольку в сельской школе каждый учитель, что называется, и швец, и жнец, и на дуде игрец, то она еще ведет музыку, технологию, семьеведение, внеурочные занятия. По словам педагога, такая разноплановая рабочая нагрузка помогает ей лучше узнать особенности детей, чтобы в нужный момент им помочь, сосредоточить их энергию в верном направлении.
Центр здоровья – так называется небольшой кабинет педагога-психолога в школе. Когда-то всю его обстановку составляли стул и два кресла. А с тех пор, как кабинет стал "вотчиной" Веры Гущиной, в нем появились специальные материалы для занятий с детьми разного возраста. Многие пособия созданы ее собственными руками или, как, например, круг-балансир (для развития навыков командной работы), – учителем труда. Есть там и современные психологические игры, в которые нравится играть детям на переменках.
В центре здоровья педагог-психолог проводит занятия для ребят с ограниченными возможностями, консультации с детьми по запросу их классных руководителей, беседы с родителями. Случается, что сюда для расслабления приходят и учителя.
А начинается работа, направленная на поддержание комфортных взаимоотношений, еще до того, как дети впервые переступают порог школы: на собрании родителей будущих первоклассников. Вера Гущина напоминает мамам и папам о том, что уметь читать и писать для ребенка – еще не самое главное. Гораздо полезнее, например, научить его поддерживать личную гигиену, следить за своей одеждой и обувью, завязывать шнурки, пользоваться ножницами, не бояться обратиться с вопросами к взрослому...
Психолог отмечает, что в дошкольном возрасте игра – ведущий вид деятельности детей, поэтому нужно дать им вволю наиграться. Тогда и адаптация ребят к первому классу пройдет гладко и незаметно.
Помогает старшеклассникам с выбором профессии
Вера Владимировна проводит внеурочные занятия с учащимися 4–5-х классов для того, чтобы они были психологически готовы к переходу из начального звена в среднее. А с 7-го по 11-й класс наступает черед системного тестирования учащихся. "Если ребята правдиво отвечают на вопросы теста, то у нас есть возможность своевременно выявить детей группы социально-психологического риска и выстроить работу с ними", – говорит Вера Гущина.
Тестирование помогает и при выборе профессии выпускниками. По словам педагога, не всегда родители достаточно хорошо знают склонности своих детей и ошибочно настаивают на определенном учебном заведении. По результатам же специально разработанной комплексной диагностики одиннадцатиклассники получают больше шансов найти себя в подходящей по личностным качествам сфере.
"Вера Владимировна проводит внеурочные занятия в так называемом профильном классе. В нем собираются те учащиеся, которые осознанно решили стать педагогами, психологами", – рассказывает советник директора по воспитанию Шилыковской школы Александра Монова. Психологом, в частности, планирует стать выпускница 11-го класса Полина Кушнер. К такому выбору, по словам девушки, она пришла благодаря урокам по профориентации, занятиям в профильном классе.
"Приятно осознавать, что учебно-воспитательная работа педагогов школы вдохновляет выпускников на продолжение наших идей. Особенно когда к нам в школу приходят бывшие ученики, которые уже сами стали наставниками", – отмечает Вера Гущина.
Стала послом региона на всероссийском форуме
Психологическая помощь нужна и учителям. Специально для этого в областном отделении Федерации психологов образования разработан проект "Психологи педагогам", который возглавляет Вера Гущина. В этом году в него вошли специалисты не только Ивановской, но и Московской, Калужской, Тульской, Тамбовской и Ростовской областей. Цель проекта – групповая консультативная помощь на бесплатной основе педагогическим коллективам в преодолении профессиональных трудностей.
Группа открытая, к ней можно присоединиться всем желающим на странице в "ВК" "Психологи педагогам". Время от времени там проходят прямые эфиры, на которых консультанты делятся со слушателями различными психологическими практиками. К примеру, последний посвящался техникам, помогающим педагогам справиться с усталостью, выгоранием в конце учебного года.
Источник сил и вдохновения для Веры Гущиной – самообразование, общение с профессиональным сообществом на различных семинарах, участие в конкурсах педагогического мастерства. Главным событием, наполняющим творческой энергией на весь год, Вера Владимировна считает Всероссийский форум классных руководителей, который проходит в Москве. Психолог Шилыковской школы два года в составе ивановской делегации представляет нашу область на этом событии, где свои программы и методические разработки представляют подведомственные Минпросвещению организации.
В этом году она поедет на форум уже в качестве посла от нашей области. Такая почетная роль дает ей полномочия развивать идеи форума в сообществе классных руководителей нашей области. Например, об их психологической поддержке. Вера Гущина участвует в районных форумах, где вдохновляет педагогическое сообщество новыми методическими разработками. Весной такое мероприятие проходило в Вичугском районе.
"Наш педагог-психолог привозит из Москвы множество нестандартных подходов к проведению классных часов, игр на сплочение коллектива, различных тренажеров для педагогов по поиску индивидуального подхода к учащимся", – рассказывает Александра Монова.
По словам социального педагога Шилыковской школы Елены Куликовой, Вера Владимировна – очень позитивный человек, разносторонний, глубоко увлеченный своей профессией, у которого с удовольствием учатся не только дети, но и коллеги.
СОВЕТ ПСИХОЛОГА. Вера Гущина рекомендует родителям для совместного времяпрепровождения с детьми игру "Вопрос дня ребенку". Она подходит для любого возраста. Вопросы можно придумать самим или воспользоваться уже готовыми (заказать игру на маркетплейсах). На какого животного ты хотел бы быть похож? Какая эмоция у человека самая важная? Почему? Что тебя сегодня огорчило или порадовало? Кто самый добрый человек в твоем окружении? Почему? Какой праздник ты бы придумал? Если бы у тебя была волшебная палочка, что бы ты сделал? Эта игра позволяет не только лучше узнать своих детей, но и налаживает доверительные отношения родителей как с малышами, так и с подростками.