Возвращение "Вечно живых" на ивановскую сцену

9 июня 09:00

Год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне драматический театр отметил премьерой спектакля по пьесе Виктора Розова

Участник той войны, драматург написал свою пьесу в 1943 году в Костроме, находясь в отпуске после ранения, но путь произведения к зрителю оказался долгим и тернистым. Только в 1956-м спектаклем "Вечно живые" в постановке Олега Ефремова в Москве открылся театр "Современник". Затем на киноэкраны вышел фильм Михаила Калатозова "Летят журавли", снятый по этой пьесе и взявший "Золотую пальмовую ветвь" на международном кинофестивале в Каннах.

В год 30-летия Победы Ивановский драматический театр уже ставил спектакль "Вечно живые". В той редакции на сцене блистали Иосиф Пругер, Вера Краснослободская, Михаил Кашаев, Сергей Князев... И вот, спустя полвека, – новое обращение к актуальной пьесе.

В чем же притягательность "Вечно живых" для театра? Главное здесь – не изображение боевых действий и героизма русских воинов на фронте, а трагедия одного из миллионов. Это трогательная история любви, верности, самопожертвования. В центре событий – семья Бороздиных. Борис, несмотря на бронь, уходит добровольцем на фронт и пропадает без вести. Его невеста Вероника от отчаяния выходит замуж за двоюродного брата Бориса – Марка. Но брак распадается. И Вероника проносит свою любовь к Борису сквозь всю войну.

Казалось бы, банальная история, но она актуальна и злободневна сегодня. Нравственный выбор, который ставит перед человеком война, – вот определяющая тема сценического полотна. Режиссер Михаил Краснобаев вслед за драматургом проявляет себя как тонкий психолог, проводя каждого героя через испытания и рассматривая его с разных сторон.

В спектакле очень гармоничный актерский ансамбль. Пьеса – "многонаселенная", но каждый образ несет большую смысловую нагрузку. Особо хочется отметить интересные актерские работы: Антона Попова – его Борис сдержанно романтичен, Кирилла Горшкова в роли Марка, для которого личная выгода и удобство превыше всего (артист тонко передает внутреннее состояние своего героя), Алексея Втулова, раскрывшего образ скользкого и юркого администратора филармонии Чернова. Заслуженная артистка Людмила Исакова трогательна в роли бабушки Варвары Капитоновны (к слову сказать, в постановке 1975 года она исполняла роль Нюрки), убедительны Дмитрий Бабашов, воплотивший образ главы семейства Фёдора Бороздина, и Ирина Татарникова в роли его дочери Ирины...

Антон Попов в роли Бориса и Дарья Максимова в роли Вероники

Нельзя не отметить работу художника-постановщика Светланы Макаренко. Декорации спектакля лаконичны и просты. Казалось бы, на сцене только стол, стулья, диван и пианино, но зритель четко понимает и место, и время происходящих событий – будь это, например, Москва 1941 года, эвакуация. Дух эпохи передают и костюмы, и свет. Спектакль искренен и достоверен, в нем напрочь отсутствует "украшательство" страшных событий военной поры, и это заставляет зрителя сопереживать, сочувствовать героям, иногда смахивая слезу.

В целом постановка призывает каждого сидящего в зрительном зале задуматься о цене Победы, о сохранении вечной памяти павшим, оставшимся на полях сражений во имя жизни на Земле. Ивановский спектакль "Вечно живые" подтверждает простую истину – в любые времена важно оставаться человеком.

Полная версия