Форсировали ледяной Днепр вплавь

10 мая 11:32

Герой Советского Союза ивановец Алексей Калабин участвовал во многих ключевых сражениях ВОВ: война его застала в Крыму, потом Сталинградская битва, Курская дуга, переправа на западный берег Днепра

Задача – не допустить противника в Крым

Уроженец деревни Теряево Гаврилово-Посадского района Алексей Калабин принадлежит к тому поколению солдат Великой Отечественной, кто ступил на ее пути-дороги в самые первые дни и хорошо знает, каким было то роковое начало. С подполковником в отставке я познакомился в начале 2000-х. Свой рассказ о фашистском нашествии мой собеседник сопровождал размышлениями о русском характере. Многое повидавший солдат и в мирное время задавался не отступающим от него вопросом: как и почему обычные советские парни, оказавшись в обстоятельствах смертельного боя, совершали беспримерные подвиги, проявляли небывалые отвагу и мужество?

Сам Алексей Иванович был призван в армию в июне 1940 года. За плечами юноши к тому времени была семилетка и рабочая специальность в фабрично-заводском училище областного центра. Воинскую выучку призывник из Гаврилова Посада проходил за тысячу верст от родного дома – в Краснодарском крае.

Накануне войны стрелковый полк, в котором служил Калабин, перебросили в летний лагерь на Чёрном море. Именно туда и нагрянула весть о вероломном нападении гитлеровской Германии на Советский Союз. 

"Нас подняли по тревоге, – вспоминал ветеран, – и тут же поступил приказ: занять оборону на Перекопе, стоять насмерть, но не допустить противника в Крым". Форсирующим маршем бойцы всю ночь продвигались к обозначенным позициям, на месте предстоящих столкновений с захватчиком укрепили оборону. 

17 сентября навсегда зафиксировалось в памяти Калабина как самая страшная дата его фронтовой биографии. За годы войны бывало всякое: случались схватки не менее тяжкие и горячие, чем тот первый бой под Перекопом. Но со временем уже пришел некоторый опыт, появилось умение владеть собой, наконец, военная техника достигла иного уровня. А в тот осенний день нервы молодого ефрейтора были напряжены настолько, что он намертво прирос к пулемету и без передышки строчил по ненавистному фашисту, отбивая атаку за атакой. 

СПРАВКА. Алексей Калабин родился в 1920 году в деревне Теряево Гаврилово-Посадского района. Окончил семилетнюю сельскую школу, ФЗУ в областном центре. В Красной Армии – с июня 1940 года. С сентября 1941-го – на фронтах Великой Отечественной. Участвовал в боях в Крыму, на Дону, под Таганрогом, в Сталинградской битве. Отличился во время битвы за Днепр, когда батальон, в котором он сражался, первым вышел к реке и успешно переправился на ее западный берег, занятый фашистами. Штурмовая группа, возглавляемая лейтенантом Калабиным, отразила восемь немецких контратак. Удостоен звания Героя Советского Союза.

Тяжелое ранение под Таганрогом

"В течение двух месяцев мы то наступали, то отступали, – вспоминал фронтовик. – И всё же фашистские гады прижали нас к морю в районе Керчи. Пришлось погрузиться на судно. Нас переправляли в порт Кавказ. Понятно, что немец постарался перекрыть нам возможные варианты отхода, даже воды были заминированы противником. Но моторист путем искусного маневрирования благополучно провел нашу команду до спасительного берега".

Вышедших живыми присоединили к составу 56-й армии и направили на Южный фронт. Шли напряженные бои за Ростов-на-Дону и Новочеркасск. После тяжелых изматывающих схваток проявивших мужество и отвагу бойцов, в числе которых был и Алексей Калабин, рекомендовали на краткосрочные лейтенантские курсы. 

В ночь на 8 марта 1942 года наши войска предприняли попытку освобождения Таганрога. В этом кровопролитном сражении в качестве командира пулеметного расчета участвовал и наш земляк. Стрелки 56-й армии прорывали вражеский заслон под непрекращающимся шквальным огнем фашистской артиллерии. 

Когда советские войска были близки к цели, немцы неожиданно выбросили навстречу резервные танки и запасных автоматчиков. Такой маневр обеспечил вражеской стороне значительный перевес. Мартовская наступательная операция по освобождению Таганрога стала одной из самых трагических страниц крымской эпопеи. В той кровавой мясорубке Алексей Калабин получил серьезное ранение.  

Из вооружения – лишь ручной пулемет и винтовка 

У оказавшегося на больничной койке младшего лейтенанта образовалось достаточно времени для раздумий. "Враг застал нас врасплох и стремительно продвигался по нашей земле, – делился не затихающей с годами болью солдат. – Но даже в период горьких отступлений и потерь мы верили, что прогоним незваного гостя. Хотя навсегда залегло в душе, что у нас на первых порах, кроме ручного пулемета и винтовки, ничегошеньки из вооружения не было. Вот под Сталинградом, да, отыгрались, потому как технически уже были основательно обеспечены". 

Под Сталинградом Алексей Иванович командовал ротой. Сражался в составе Второй армии Малиновского, которая выполняла приказ не допустить прорыва блокады вокруг окруженных войск Паулюса.  

Отбивая занятый немцами пятачок земли в Васильевском, стояли насмерть. И не только оттеснили фашиста вглубь степи, но еще реквизировали у него три танка. Однако враг предпринял контратаку: неожиданно развернул в направлении отбитых у него рубежей пехоту и танковые машины. На глазах ротного тут и там падали бойцы, сраженные огнем противника. Тогда сам командир пристроился к пулемету.  

Алексей Калабин получил тяжелое осколочное ранение. Срочно требовалась квалифицированная врачебная помощь. 30 километров тряслись до санбата по зимнему бездорожью на лошадке-монголке. Шесть хрупких медсестричек удерживали раненого на операционном столе в положении лежа, а полевой военврач наживую извлекал из бедра неподдающийся осколок. 

Долечиваться Калабина отправили в госпиталь. Рана упрямо не хотела затягиваться. Ситуация становилась критической: он мог потерять ногу. Началось омертвление тканей. Прооперировали еще раз. Пришлось наложить одиннадцать швов! В итоге лейтенант встал на ноги.   

Из госпиталя сбежал на передовую раньше срока

Следующим этапом боевого пути Калабина стала Курская дуга, которая навсегда врезалась в его память героической стойкостью товарищей, сражавшихся рядом. Никогда не забыть сержанта Григория Кагаблука, уничтожившего из противотанкового ружья два вражеских танка. Получив в том бою тяжелое ранение, он кровью начертал на комсомольском билете слова: "Умру, но не отступлю!" 

В той же схватке с фашистами непоколебимую стойкость проявил взвод младшего лейтенанта Борисюка: в самых критических обстоятельствах его бойцы не сделали ни шагу назад, вывели из строя шесть немецких танков. 

Когда Красная Армия форсировала Днепр, батальон, в составе которого сражалась рота Калабина, должен был без единого выстрела переправиться на западный берег, чтобы застать противника врасплох. Но одна из 14 лодок перевернулась и стала тонуть. Крики оказавшихся за бортом бойцов нарушили тишину, и немец, осветив ночь ракетами, открыл шквальный огонь. 

Река безжалостно пожирала оказавшихся в ее ледяных водах красноармейцев. Под непрекращающимся обстрелом, с катушками телефонного провода за плечами бойцы лейтенанта Калабина преодолевали Днепр вплавь. Выбравшись на сушу, комроты обозначил ракетой место своего нахождения, чтобы наша артиллерия поддержала огнем. Почти тут же он был ранен в подбородок, а потом по-серьезному задело голову. Кое-как сделал перевязку – и в бой!   

"Когда всё закончилось, нас переправили в санбат, где я увидел тяжело раненного лейтенанта. Я пообещал ему отомстить за погибших, – вспоминал ветеран Великой Отечественной. – Чтобы как можно быстрее сдержать данное слово, сбежал из госпиталя. В полку за самоволку отругали, но на долечивание не отправили".

В январе 1944 года Указом Президиума Верховного Совета СССР лейтенант Алексей Калабин за "образцовое выполнение боевых заданий командования по форсированию Днепра и проявленные при этом мужество и героизм" был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

…После войны вернулся в Иваново, окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП(б), в течение длительного времени находился на партийной и хозяйственной работе. Почетный гражданин Иванова. Умер 17 апреля 2008 года.

Полная версия