О гибели танкиста рассказал однополчанин

3 мая 11:13

Профессор ИГХТУ рассказал о героической судьбе своего родственника Сергея Устинова, о подвиге которого во время ВОВ семья узнала лишь в конце 1960-х

От Германии до притоков Амура

Через Великую Отечественную войну прошли многие мои родственники. Первой жертвой войны стал мой дед, Иван Новиков, лейтенант-артиллерист, который был контужен, вернулся домой инвалидом и вскоре умер.

Возвратился живым мой отец, Пётр Бобков, прослуживший на Дальнем Востоке в Амурской флотилии с 1940 по 1948 год, участвовавший в боевых действиях с Японией (проходил на бронекатерах по притокам Амура). Мичман награжден тремя медалями, в том числе медалью Нахимова.

Пришел домой и мой тесть, Алексей Максимов. Мастер по ремонту текстильного оборудования, он отказался от брони и прошел войну в составе ремонтной службы полка, где под разрывами мин и снарядов восстанавливал поврежденное в бою оружие. Закончил боевой путь в Германии и был награжден орденом Красной Звезды.

Про ранение в письме умолчал

Но особо мы храним в нашей семье память о короткой, но яркой жизни двоюродного брата моей мамы – Сергея Устинова. Он родился в 1923 году в Суздале и был единственным ребенком в семье. Окончил школу, но дальнейшие жизненные планы оборвала война. Поступил в Харьковское танковое училище.

Долгое время сведений о его службе было очень мало. Известно, что училище осенью 1941 года эвакуировали. Сокращенный курс обучения курсант Устинов окончил в августе 1942-го и в звании младшего лейтенанта был направлен в действующие войска.

В коротких письмах с фронта Сергей успокаивал маму (к тому времени она овдовела), что у него всё хорошо, что ему присвоили звание лейтенанта и что наша армия бьет врага. Он не написал, что получил ранение, считая его легким. В своем последнем письме осенью 1943-го сообщал, что здоров и они освобождают Украину от немцев.

В декабре маме пришла похоронка, в которой говорилось, что ее сын пал смертью храбрых. Посмертно его наградили орденом Отечественной войны I степени. Других подробностей не было. Оставшись одна, мать Сергея прожила недолго...

Снаряды ударили во время форсирования реки

В конце 1960-х родственники лейтенанта неожиданно получили письмо. Его написал подполковник в отставке, который служил в одной танковой бригаде с Сергеем Устиновым. Выйдя на пенсию, этот человек решил восстановить боевой путь своей части (которая к тому времени стала называться 116-я танковая Александрийская Краснознаменная ордена Суворова бригада). Он стал разыскивать оставшихся в живых однополчан и родственников погибших. Сослуживец участвовал в боевой операции, где погиб командир танка Т-34 Устинов, и рассказал подробности.

Осенью 1943 года 116-я бригада входила в 8-й механизированный корпус в составе 2-го Украинского фронта. После разгрома фашистов под Курском стратегическая инициатива на фронтах войны перешла к советским войскам. Они вышли к Днепру. Приближалась знаменитая операция по освобождению правобережной Украины. Танковый батальон, в котором воевал Сергей Устинов, располагался около райцентра Александрия Кировоградской области.

Командование решило провести разведывательный рейд по тылам врага. Создали группу из десяти танков, одним из которых командовал лейтенант.

20 ноября танки легко преодолели линию обороны противника, наводя панику среди фашистов. Однако через несколько часов они наткнулись на засаду. После короткого, но жестокого боя обе стороны отошли. Наша группа потеряла около половины боевых машин. Но самое неприятное заключалось в том, что боекомплект был израсходован почти полностью. У танков заканчивалось горючее. Тогда командир группы приказал оставшимся рассредоточиться и прорываться назад через линию фронта поодиночке. Танку Сергея Устинова предстояло двигаться к своим через село Войновка, где немцев не должно было быть. Предстояло форсировать небольшую речку.

О дальнейших событиях рассказали местные жители, на глазах которых всё и произошло. 27 ноября советский танк пересекал вброд реку, когда по нему ударили артиллерийские снаряды. Машину подбили. Она остановилась, погруженная гусеницами в воду. Наши танкисты сделали в ответ два выстрела, повредив вражеское орудие. Некоторое время экипаж отстреливался из пулемета, но вскоре и здесь закончились патроны.

Враги стали осторожно подходить к поврежденной машине, но внезапно из люка башни вылетела граната: взрыв унес жизни еще нескольких оккупантов. Обозленные немцы, будучи не в силах взять экипаж в плен, решили взорвать танк. Все, кто находились в Т-34, погибли. Командиру, лейтенанту Устинову, было всего 20 лет.

Однополчанин Сергея командовал в этом рейде единственным экипажем, которому удалось благополучно вернуться к своим.

Местные жители ухаживали за могилой

К 25-й годовщине Победы в школе села Войновка открыли музей, посвященный солдатам-освободителям. Там был стенд, рассказывающий о гибели танка, которым командовал Сергей Устинов. Туда ездили его родственники. Они узнали, что лейтенант нашел покой не в братской могиле. После освобождения села местные жители захоронили останки членов экипажа у входа на свое кладбище и ухаживали за могилой.

Трудно найти подробные сведения о боевых буднях Сергея Владимировича. Но в положении о присвоении ордена Отечественной войны I степени сказано, что среди танкистов им награждаются те, "кто, состоя в экипаже танка, успешно выполнил 3 боевых задания по уничтожению огневых средств и живой силы противника или уничтожил в боях не менее 4-х танков противника или 4-х орудий".

Судя по всему, Устинов за год службы сумел нанести немалый вред врагу и отдал свою жизнь не зря.

Полная версия