В Ивановской области развивается не только круизная навигация, но и прогулочный туризм. Например, из Юрьевца и Кинешмы по воде можно добраться до Костромы и Ярославля, в Плёсе – совершить короткую теплоходную прогулку, в Шуе прокатиться на речном трамвайчике под семью мостами.
Малый флот нуждается в причале
Наибольшее число возможностей отправиться в небольшие водные путешествия есть у жителей и гостей Кинешмы. По официальным данным, в прошлом году организацией речных прогулок занимались пять компаний, две из них – по регулярным маршрутам.
Сводная информация по водным турам публикуется на сайте кинешемского Информационно-туристического центра. Его сотрудники также бесплатно консультируют гостей города по телефону.
"Летом телефон в офисе просто разрывается от звонков желающих поехать из Кинешмы в Плёс. Маршруты в Решму и Жажлево пользуются чуть меньшим спросом", – рассказала менеджер центра Ольга Мальчугина.
КОНКРЕТНО. Из Кинешмы можно отправиться в водное путешествие по нескольким маршрутам: в Плёс, Решму, Наволоки и жажлево. Стоимость билета до Плёса и обратно в прошлом году составляла 1400 рублей.
Но отзывы о теплоходных прогулках из Кинешмы очень противоречивы. Отсутствие дистанционных продаж и единого места отправления вносит неразбериху. Пассажирские суда разных компаний отходят из трех разных мест: с причала за Никольским мостом, от причальной стенки и неблагоустроенного участка в конце нижней набережной.
"Придя на посадку в 8:30, узнаем, что народу очень много, а мест посадочных мало. Пирса нет. Посадка происходит из прибрежных кустов, с обрывистого берега" – таков лейтмотив многих отзывов.
По словам Веры Уточкиной, руководителя компании, занимающейся теплоходными экскурсиями 18-й сезон, посадка и высадка проходит у пассажирского причала. Но в последнее время в городе предпочтение отдается круизным теплоходам. В дни, когда большие суда останавливаются в Кинешме, местные компании вынуждены вести посадку с необорудованного берега.
"В Кинешме необходимо урегулировать порядок захода судов разного уровня. Думаю, что для малого флота необходим дополнительный причал", – считает Вера Уточкина. В конце года агентство приобрело судно "Виксон" вместимостью 120 человек ("Маяк" берет на борт 60).
В летний сезон в Кинешме также проводят водные прогулки по мере заполнения судна. В хорошую погоду корабли готовы возить пассажиров ежедневно с 10:00 до 19:00.

В прошлом году "Маяк" работал на самом востребованном у ивановцев маршруте: Кинешма – Плёс.
Юрьевец и Кинешма – на пути из Нижнего в Ярославль
Несколько лет навигацию в Ивановской области пытается возродить одна из нижегородских компаний. В 2022 году она запускала "Валдаи" из Нижнего Новгорода в Юрьевец, но направление вскоре было закрыто.
В 2024-м Кинешма вошла в новый маршрут из Нижнего Новгорода в Ярославль. Несколько пробных рейсов имели огромный успех, и в этом сезоне "Метеоры" будут курсировать по маршруту: Нижний Новгород – Чкаловск – Юрьевец – Кинешма – Кострома – Ярославль (остановки в Плёсе не будет).
"В эту навигацию планировалось значительное увеличение рейсов по сравнению с прошлым годом – более 30. Но природа внесла свои коррективы – из-за низкого уровня воды половина выходов сокращается", – сообщили в пресс-службе компании.
В настоящее время известно о шести рейсах в мае и двух в июне. Стоимость полного билета из Нижнего Новгорода в Кинешму составит 1450 рублей. Подробное расписание появится после завершения согласований, билеты можно приобрести на сайте компании.
По сути, эти маршруты – единственная возможность жителям Кинешмы и Юрьевца отправиться в другие регионы по воде. Сесть на круизные суда местным жителям нереально.
На Асафовы острова – только частным рейсом
В Юрьевце местные предприниматели прогулочные рейсы пока не наладили. Одна из сложностей связана с особенностью Горьковского водохранилища: в непогоду там может быть опасно для легких судов.
В праздничные дни приезжие предприниматели организуют короткие прогулки на теплоходах вдоль берега. В остальное время о путешествии по воде можно договориться только с частниками. Самый востребованный маршрут – до Асафовых островов. Рейс в один конец на моторной лодке в прошлом сезоне стоил 1,5 тысячи рублей. Регулярного же сообщения в этом направлении нет очень давно.
Возможность организации водных прогулок в Юрьевце прорабатывает и одна из компаний: технические возможности нового "Виксона" позволяют заходить в акваторию Горьковского водохранилища.
ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ. Ивановские туроператоры предлагают однодневные туры с теплоходной прогулкой и выездом из Иванова по маршрутам: Кинешма – Плёс, Плёс – Кинешма и Кинешма – Асафовы острова. Билет на одного стоит от 3,5 до 3,9 тысячи рублей: сюда входит автобусный трансфер, экскурсионная программа, водная прогулка и иногда небольшой перекус.
Семь холмов Плёса увидеть с воды
Самый дешевый вариант совершить водную прогулку в Плёсе – речной трамвайчик "ПТ-165", который работает здесь с 2019 года. В новом сезоне взрослый билет на экскурсионный маршрут "Семь холмов Плёса" будет стоить 600 рублей, детский – 300. Отправление каждый час с 10:00 до 19:00 с причала "Дана".
Теплоход следует до дачи экс-президента Дмитрия Медведева, там разворачивается и везет туристов обратно. Пассажиры увидят семь плёсских "гор", горнолыжный склон, руины Красной стены, место встреч Левитана и Кувшинниковой.
По словам представителя компании Елены Макаровой, в будни проблем с посадкой нет, а в выходные люди идут потоком. Чтобы с гарантией попасть на рейс в удобное время, билет можно купить утром в день путешествия. Предварительной брони нет.
Каждое лето в Плёсе, как и в Кинешме, на водные прогулки набираются группы по мере наполнения судна. Состоятельные туристы могут отправиться в индивидуальный водный тур: аренда яхты стоит от 6000 до 70 000 рублей за час.
МЕЖДУ ТЕМ. Прокуратура области выявила самовольно установленные мостки для маломерных судов по всему берегу Плёса. Владельцам придется демонтировать незаконные конструкции. Администрация города пообещала построить муниципальный лодочный причал в восточной части набережной.
Речной трамвайчик довезет до монастыря
Принципиально новый подход к развитию водного туризма – у предпринимателя Кирилла Бурлакова, который возрождает навигацию на Тезе в Шуе. Он спроектировал два речных трамвайчика "Колибри 3" и "Колибри 4".
Бурлаков занимается строительством маломерных судов на нижегородском предприятии "Роспромресурс", поэтому с особенностями водного транспорта знаком не понаслышке. "Нас многие отговаривали. Уверяли, что река мертвая, почти болото. Но мы понимали технические возможности наших судов, проверили каждый метр дна и пришли к выводу, что по Тезе именно наш кораблик сможет пройти", – рассказал предприниматель.
Решимости придавал успех подобного проекта в Суздале, где "Колибри 1" катает пассажиров с 2011 года. В Шуе "Колибри 3" спустили на воду осенью. Речной трамвайчик сделал около 80 тестовых рейсов и перевез до 24 ноября почти полторы тысячи пассажиров.
В новом сезоне шуйский флот пополнит судно большей вместимости "Колибри 4". Оно будет работать на коротком и массовом маршруте "Семь мостов", протестированном осенью. Ориентировочное время в пути – 1 час 10 минут. Стоимость взрослого билета составит 700 рублей, детского – 500.
Маршрут более компактного "Колибри 3" проложен в деревню Сергеево, где туристы смогут ненадолго выйти на берег и оценить красоты Воскресенско-Феодоровского мужского монастыря. Путешествие займет около четырех часов, стоимость билетов пока не озвучивается.
Речные трамвайчики будут работать ежедневно с 10:00 до 20:00, кроме понедельника. Возможно предварительное бронирование.
ШТРИХ. Кораблики в Шуе будут отправляться от восстановленного причала у Октябрьского моста. В советские годы именно отсюда совершались регулярные пассажирские рейсы, но в 1993-м навигация остановилась.
Навигация может спасти Уводь
Новаторский шуйский проект вызвал интерес и в других городах региона. Изучается возможность запуска трамвайчика по Кинешемке в Кинешме и даже по Уводи в центре Иванова. По мнению Кирилла Бурлакова, регулярные водные прогулки по Уводи помогут решить давнюю проблему обмельчавшей и заросшей реки.
По словам предпринимателя, "Колибри" чистят реку сразу несколькими способами. Двигатель рубит водоросли. Подводные волны размывают ил и песок. Кроме того, судно оснащено специальными граблями, которые собирают мусор. В результате пробных осенних рейсов в Шуе из специальных отсеков кораблей извлекли пять КамАЗов измельченного мусора.
"Теза была в плачевном состоянии, но 80 рейсов хватило, чтобы визуально река стала чище. По маршруту были места с минимальной глубиной 0,8 метра, где мы еле проходили. "Колибри" размыл ее на 1,4 метра", – делится результатами замеров Кирилл Бурлаков.
Специалисты уже успели оценить состояние Уводи и сделать лабораторные пробы. "Река умирает совсем, но проблемы решаемые", – констатирует предприниматель. Запустить навигацию можно от участка у колеса обозрения до обновленной набережной.