Главы Пучежа и Луха отказались прибыть на юбилей Юрьевца

19 января 09:00

В 2025 году Ивановская область отпразднует 800-летие города на Волге. Сегодня мы напомним об истории его возникновения и расскажем, как прошли первые юбилейные торжества в… 1889 году.

Образ Божией Матери, спрятанный в сосуде

В XVII веке Юрьевец был довольно значительным религиозно-культурным центром. В нем имелось четыре мужских и два женских монастыря (в них проживали более 100 старцев и стариц), а также десять приходских церквей.

Значительное число грамотных людей привело к появлению памятников церковной письменности. При Богоявленской церкви хранилась рукопись "О житии и чудесах блаженного Симона юродивого Юрьевецкого". Речь в ней идет о событиях последней трети XVI века. Юродивый совершил в городе почти два десятка "чудес", а скончался 4 ноября 1593 года в Богоявленском монастыре.

СПРАВКА. В XVII веке Юрьевец – крупнейший населенный пункт нашего края, по численности дворов превосходивший все ближайшие города, столица значительного уезда, центр обширного дворцового хозяйства. В писцовых книгах 1676 года в Юрьевце зафиксировано 363 двора. Для государева хозяйства имелся двор "рыбного приема", "житный" двор, на котором стояли 28 житниц, три конюшенных подворья. На обширном торге располагались 2 таможенные избы, 8 амбаров, а также 97 лавок.

В ризнице Рождественского храма имелась "Повесть о явлении иконы Корсунской Богоматери" 23 октября 1693-го. Екклесиарх церкви Лукьян в земле нашел некий сосуд "от многих времен поставленный и доскою покровенный". Лукьян полагал, что имеет дело с кладом, так что отправился на его поиски ночью. Однако в сосуде оказался "пречудный образ Божия Матери, паче электра сияющий", который устыдившийся Лукьян вскоре предъявил прихожанам.

Рождению города предшествовал сон

Таким образом, в средневековом Юрьевце имелась своя письменная традиция. Так что следует с большим вниманием отнестись к сведениям об основании города, сохранившимся также в церковном источнике – житии князя Георгия Всеволодовича. Оно было составлено вскоре после обретения нетленных мощей князя 22 января 1645 года настоятелем Костромского Ипатьевского монастыря Сергеем Шелониным.

Легенда гласит, что великий князь Георгий Всеволодович ("по прежнему выговору Юрий"), посетив своего племянника Всеволода Константиновича в Ярославле, решил отправиться во Владимир по Волге. Он остановился на берегу при устье Унжи, "в тонком сне" ему явилось видение – икона святого Георгия со свечой, находившаяся якобы в лесу, расположенном на противоположном берегу.

Князь перебрался через реку и на лесной горе обнаружил "древо вяз и при корении того древа стоящую икону великомученика Георгия" со свечой. Юрий простоял на горе три дня, "моляся пред чудотворною иконою", после чего велел "лес посещи и место чистити". Тут же по его приказанию был устроен деревянный храм. После этого князь "повелел на том месте во свое имя град Юрьевец создать, а церковь оную нарекоша соборною".

Шелонин включил эту легенду также в один из списков Степенной книги – уже с точной датой события. Оригинал книги до нас не дошел, а в позднейших источниках эта дата различается. Отправной точкой современного юбилея признан 1225 год – дата зафиксирована в топографической ведомости о городе, представленной Юрьевецкой гордумой в 1785-м астроному Петру Иноходцеву. Вторую дату (1228) вывел протоиерей Юрьевецкого Спасо-Входского собора Алексей Медиокрицкий.

Но нельзя сомневаться в том, что основой легенды об основании Юрьевца послужила вековая устная традиция жителей города. В источниках еще с конца XVI века прослеживается соборная Георгиевская церковь – главный храм Юрьевца, находившийся, по преданию, на том самом месте, где явилась икона князю Георгию. Церковь сгорела, после чего вместо нее был построен Спасо-Входской собор – новый главный храм. Он располагался у подножия Георгиевской горы, тогда как прежний собор – на ее вершине.  

На праздник дума выделила 200 рублей

Таким образом, еще со времен Средневековья жители твердо верили, что основателем города является Георгий Всеволодович. В апреле 1889 года в Юрьевце состоялись первые юбилейные торжества. Причем они были привязаны не к дате основания города, разнившейся в источниках, а к году рождения князя.

Инициатором празднеств выступил гласный городской думы, священник Предтеченской церкви Павел Алякритский. Легендарному основателю Юрьевца исполнялось тогда 700 лет. Священник на заседании думы 16 января 1889 года зачитал доклад с просьбой "об отправлении каждогодно в 4-й день февраля празднества в честь великого князя Георгия".

Ходатайство ушло в Костромскую духовную консисторию. Она, приняв во внимание юбилей святого князя, "убиенного при реке Сити в сражении с татарами, предводимыми Батыем в 1238 году", разрешила отпраздновать его тезоименитство 23 апреля. А вот ежегодные торжества были запрещены.

17 апреля состоялось экстренное заседание думы, на котором городской голова, купец Александр Перфильев, изложил свои соображения по поводу предстоящего празднества. Он планировал пригласить всех представителей местной администрации и глав других городов уезда – Луха и Пучежа. Дума на устройство праздника выделила 200 рублей.

За неделю все юрьевецкие священники объявляли своим прихожанам о предстоящем торжестве. Накануне, 22 апреля, навстречу друг другу под колокольный звон направлялись две процессии. Одна выходила из Кривоезерского монастыря, располагавшегося на левом берегу Волги, с чудотворной иконой Иерусалимской Богоматери. А на правом ее встречала другая, из главного собора города. По "пришествии" иконы в собор в нем состоялся торжественный молебен, а затем – всенощное бдение.

На утренней литургии священники произносили поучения о князе. Затем из всех церквей к собору направлялись крестные ходы с местными иконами. Главная литургия проводилась в соборе с приглашением архимандрита Кривоезерского монастыря Паисия. После службы все отправлялись на площадь, в центре которой проводился молебен. Затем процессия направилась к пристани, откуда чудотворная икона через Волгу вернулась домой.

Юрьевецкие чиновники на торжество прибыли почти в полном составе. А вот пучежский и лухский головы отказались: первый "вследствие болезненного состояния", а второй – по причине "экстренности общественных дел".

"Перерезали ленточку" в честь открытия богадельни

Александр Перфильев по случаю такого праздника не удержался от личной рекламной акции. Еще в августе 1874 года гласный Алякритский на заседании думы отмечал, что город в праздничные дни "переполнен нищими", и предлагал устроить богадельню, приют или хотя бы попечительство о бедных.

Перфильев купил для богадельни деревянный дом. Но на его перестройку требовались значительные средства. Прошел не один год. И как раз к празднику 23 апреля 1889-го приют был готов к открытию. Он разделялся на две половины – мужскую и женскую, в каждой могло проживать до пяти человек.

Богадельня Александра Перфильева для "престарелых и увечных лиц обоего пола" была открыта в ходе Георгиевского праздника, после торжественного молебна на площади. Она была торжественно освящена архимандритом Паисием "в присутствии публики": предводителя дворянства, местного исправника, директора банка, думских гласных и "других значительного числа лиц". Таким образом, первый юбилей Юрьевца ознаменовался не только церковным праздником, но и появлением важного общественного учреждения…

Полная версия