Новые правила оплаты отопления помогут ивановцам избежать лишних трат

19 октября 11:11

Об особенностях нового порядка расчетов и о том, что делать с холодными батареями

Каждый год начало отопительного сезона становится драматичным моментом для всех муниципалитетов. Ведь мерзнуть не хочет никто. В этом году власти решили не дожидаться, когда среднесуточная температура воздуха в течение пяти дней будет ниже 8 градусов Цельсия (по утвержденным постановлением правительства РФ Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, после этого и должен начинаться отопительный сезон), и дать тепло раньше.  И все-таки вопросов у жителей области успело возникнуть немало.

Пуск тепла – процесс непростой

С 1 по 6 октября отопительный сезон начался в 10 муниципальных образованиях Ивановской области, в 16 тепло запустили 7 октября, последним, 10 октября, "потеплел" Савинский район. Но дата в постановлении о начале отопительного сезона не означает, что батареи в домах нагреются в тот же день. Пуск тепла – сложный технологический процесс.

После того как власти издают постановление, энергетики запускают контуры, заполняя магистральные и квартальные сети водой, сотрудники "управляшек" идут в каждый дом, открывают внутридомовые задвижки и приступают (должны приступать) к пусконаладочным работам и регулировке систем отопления в квартирах МКД.

Город Иваново поделен на два контура, которые относятся к разным ТЭЦ. ТЭЦ-3 на лето "консервируется", и горячей водой город снабжает ТЭЦ-2. Возвращение к разграничению контуров, запуск простаивающей ТЭЦ и выведение ее на нормативные мощности – процесс тоже не сиюминутный. Если на ТЭЦ "откроют задвижку" полностью, а в подвалах домов, школ и больниц задвижки массово не откроют, трубы просто разорвет. Поэтому теплоноситель запускается во все системы очень плавно. Процесс подачи тепла непосредственно в батареи может занимать от нескольких дней до двух недель.

Другое дело – здание со своей котельной. Тогда для запуска тепла достаточно решения общего собрания собственников. Такая котельная позволяет также выбирать температурный режим, в то время как энергетики регулируют температуру теплоносителя в зависимости от погоды по строго утвержденному графику.

Тепло пустили. Где оно?

По словам теплоэнергетиков, чем меньше город – тем проще организовать пуск тепла. Но в большинстве случаев причина задержки тепла – не расстояние до ТЭЦ, а скопление в стояке здания банального воздуха, который вовремя не стравили. Если на следующий день после подключения дома батареи всё еще холодные – начинать нужно с обращения в УК. 

Еще одна причина задержки – отсутствие у дома паспорта готовности к зиме. Перед сезоном управляющие компании должны промывать и опрессовывать тепловые узлы, регулировать запорную арматуру и по итогу получить допуск от теплоинспекции. Дома компаний, не подтвердивших готовность, точно не подключат в числе первых.

Ну и, конечно, усложняют пуск тепла форсмажорные обстоятельства: аварии, обнаружение дефектов сетей и оборудования.

Так, в Иванове сразу после пуска тепла 8 октября прорвало теплотрассу на ул. Ташкентской. Без горячей воды и тепла остались более 120 зданий, включая соцобъекты.

ЦИФРЫ. По нормативам в квартире должно быть не холоднее +18°C, если комната угловая – не менее +20°C. При температуре наружного воздуха -31°C и ниже минимальные температуры в комнатах увеличиваются до +20°C, в угловых – до +22°C. Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4°C. Допустимое снижение в ночное время (от 0:00 до 5:00) – не более 3°С. Если нормативы не выдерживаются, то собственник жилья имеет право на перерасчет за некачественную услугу. Но для этого потребуется заактировать "холод" или "жару".

Проблемных адресов было немало. "8 октября в нашем доме по адресу: Иваново, ул. Ноздрина, дом 30, УК "Корона" произвела пуск тепла, – сообщили в редакцию читатели. – В процессе запуска системы выяснилось, что имеется повреждение в тепловых сетях около дома и необходим ремонт. Мы подали заявку в тепловую справочную службу, и нам сообщили, что сделают 22 октября. Сейчас у нас в квартирах +15 градусов. Почему так долго будут ремонтировать сети?"

После запроса редакции в "Ивгортеплоэнерго" сообщили, что, возможно, ситуация разрешится в ближайшие три дня.

Также "ускорились" после звонка журналистов и в УК "Иваново-Вознесенск", где внезапно возникла необходимость ремонта задвижек. "Тепло пустим к вечеру 11 октября", – пообещали в УК. Почему необходимость ремонта оборудования возникла внезапно, осталось за кадром.

Специалисты считают, что причины "внезапных" поломок в том, что не все УК серьезно подходят к опрессовке. Поэтому жителям нелишне знать, что опрессовка систем отопления должна проводиться ежегодно и включать проверку запорной арматуры на работоспособность, смену манометров и термометров на элеваторном узле и его окраску, приведение в порядок изоляции, при необходимости промывку труб и собственно гидравлические испытания. Систему трубопроводов полностью наполняют водой, спускают воздух из верхних точек и специальным насосом поднимают давление в трубах выше рабочего. После чего в течение 30 минут систему, включая все резьбовые и сварные соединения, радиаторы и батареи, проверяют на утечки. Давление на манометре должно оставаться неизменным – это говорит о герметичности системы. Хотя и опрессовка не гарантирует беспроблемного пуска тепла, т. к. нельзя избежать гидроударов в сети и, соответственно, аварий.

Что делать, если в квартире холодно

Первым делом звоним в аварийно-диспетчерскую службу своей УК. Телефон, как правило, указан в квитанции. Необходимо назвать свое имя, адрес и описать проблему. А также записать данные сотрудника, принявшего заявку, и номер регистрации вашего обращения.

Затем ждем проверку. Если в течение двух часов никто не приехал или вы не смогли дозвониться, акт о проблеме можно составить самостоятельно. В нем указываем, что отопление не работает или работает плохо и что служба не отреагировала. Отправляем акт в УК. Кстати, хорошо бы уговорить подписать его и соседей.

Коммунальщики должны отреагировать в течение 10 рабочих дней и сделать замеры бесплатно. Если этого не произошло и проблема не решена, можно обратиться в госжилинспекцию. Правда, обращения там рассматривают в течение 30 дней, но замеры температуры в квартире инспекторы могут сделать бесплатно… В крайнем случае можно заказать независимую экспертизу. Найти подходящую организацию можно через сайты объявлений. За 5000–10 000 рублей эксперты помогут определить, что не так с отоплением, и дадут заключение.

Если экспертиза или замеры показали, что отопление было некачественным, можно требовать перерасчет. Но для этого должны быть все документы и акты, подтверждающие наличие проблемы.

ШТРИХ. За долгие годы эксплуатации внутри старых чугунных батарей образуется толстый слой налета, а снаружи – скапливается множество слоев краски. Всё это значительно ухудшает теплоотдачу и может служить причиной того, что в квартире недостаточно тепло.

Новые правила оплаты отопления с марта 2025 года

С 1 марта 2025 года в России вступят в силу новые правила оплаты отопления. Она будет производиться только за обогреваемые пространства. Нежилые площади (балконы, лоджии, террасы и веранды) будут исключены из расчета.

При поломке приборов учета плата теперь будет определяться исходя из среднего потребления не за 6 последних месяцев, а за 12.

Регион вправе принять решение (в отношении всех или части муниципалитетов) о том, будут ли граждане платить за тепло в течение отопительного периода или равномерно в течение года, не позднее чем за три месяца до начала отопительного периода или года. (Раньше такое решение власти могли принять один раз в год, в срок до 1 октября).

Если данные о площади квартиры в БТИ и Росреестре не совпадают, будут использоваться сведения из ЕГРН.

Новшества, по задумке законотворцев, помогут избежать излишних затрат на отопление.

КСТАТИ. Информацию о проблемах с теплом в квартирах в первую очередь нужно сообщать в свою УК, а при ее бездействии – в отделы и управления ЖКХ местных администраций, в том числе через официальные аккаунты в соцсетях, и в госжилинспекцию. Кроме того, обращения можно направлять в тепловую справочную службу (ТСС) Владимирского филиала ПАО "Т Плюс" (единой теплоснабжающей организации) через сайт или по телефону: 8-800-700-18-46 (звонок бесплатный). На сайте ТСС, вбив адрес, можно узнать об отключениях и прогнозном времени возобновления подачи отопления.
Полная версия