Как в Иваново-Вознесенске собирали средства для родственников солдат и беженцев

19 октября 09:05

Первая мировая война стала серьезным испытанием социальной солидарности российского общества

Поначалу никто не предполагал, что Первая мировая война продлится более четырех лет, унесет миллионы жизней и приведет к крушению нескольких империй. Волна патриотизма захватила всё население страны. Каждый стремился внести свой вклад в общее дело: призывники рвались на войну, рабочие – к станкам, интеллигенты вступали в организации для помощи фронту...

Фабрики спонсировали содержание лазаретов

На заседании городской думы 24 июля 1914 года была предложена масштабная программа. Дума выделила управе кредит в 25 тыс. рублей на пособия семьям призывников, еще 50 тыс. – на организацию лазарета для раненых воинов. Для сбора средств семьям мобилизованных формировалось попечительство, для организации лазарета – Комитет помощи больным и раненым воинам.

Поскольку уже тогда было ясно, что этих средств надолго не хватит, управа обратилась к городскому населению с призывом о пожертвовании. Авторы обращения писали: "Ваши жертвы, облегчая положение семей, оставшихся без кормильцев, внесут бодрость в состояние духа защитников Отечества". Помощь принималась деньгами, лекарствами, перевязочными средствами, личным трудом: "Не стесняйтесь размером помощи. Жертвуйте, кто чем может".

В начале августа дума просила владимирского губернатора разрешить вывесить кружки для пожертвований на видных местах в городской управе и других учреждениях, "чтобы не стеснять лиц, желающих жертвовать незначительными суммами". Уже к 24 августа граждане собрали 8,9 тыс. рублей для выдачи пособий семьям мобилизованных. Вместе с кредитом управы этих денег должно было хватить в течение девяти месяцев.

На лазарет собрали 10,1 тыс. частных пожертвований. Всего в Иваново-Вознесенске имелось почти 1900 кроватей для больных и раненых воинов – 1240 из них были на частном содержании. Большая часть последних коек принадлежала Обществу фабрикантов и заводчиков: только в течение 1915 года оно истратило на содержание лазаретов 290 тыс. рублей.

В лотерее разыграли козу и теленка

Если госпитали достаточно хорошо финансировались, то с обеспечением семей призывников дело обстояло значительно хуже. Иваново-Вознесенское попечительство возглавил крупный коммерсант Николай Куражев. Члены попечительства при личном обследовании выясняли необходимость не только в денежном пособии, но также в теплой одежде, топливе, квартире и обучении детей.

К апрелю 1915 года в городе было зарегистрировано 2500 нуждающихся семейств мобилизованных. Им оказывалась разнообразная помощь: деньгами выдано 23,5 тыс. рублей, мукой – 1000 пудов, а также роздано 100 бесплатных обедов.

Вскоре Иваново-Вознесенское попечительство начало ощущать значительную нехватку средств. В его документах отмечалось, что "нуждающихся очень много, и запись их с каждым призывом растет". Возникло предложение об организации специального кружечного сбора. Он был назначен на 3 мая, а председателем комиссии по организации стала Анна Бурылина (жена основателя музея). Для продажи заказали 294 тыс. национальных флажков, 5 тыс. открыток и 200 лент, отпечатали более 200 плакатов. Кампания по организации сбора сопровождалась шумными лозунгами. "Жертвуйте от своего избытка семьям тех, кто мужеством своим удивил весь мир!" – призывали плакаты и воззвания.

Город был разделен на 27 участков. Кроме этого, действовал "летучий отряд". Его участники были наряжены в национальные костюмы союзных держав и передвигались по городу на "линейках" (конных экипажах), украшенных флагами, зеленью и плакатами, в сопровождении оркестра. Отряд останавливался на площадках и перекрестках, исполняя национальные гимны союзников, а сборщики с кружками расходились по сторонам.

Кружечный сбор принес 5639 рублей чистого дохода, но уже к осени эти средства были исчерпаны.

В связи с этим был предложен проект благотворительной лотереи. Закупили призы (корова, коза, теленок, две швейные машины, граммофон, часы...), организовали рекламную кампанию. Мероприятие состоялось в недавно открытом Музее Бурылина 21 ноября. Чистый доход от лотереи составил 10 060 рублей, что позволило на некоторое время поправить дела попечительства.

Однако к весне 1917 года напряжение достигло предела: супруги военнослужащих сформировали Комитет солдатских жен, который добился реорганизации попечительства.

Для беженцев повесили "жертвенные кружки"

Помощью беженцам в Иваново-Вознесенске длительное время занимался местный филиал Польского комитета помощи жертвам войны. Его организовала польская диаспора, большей частью состоявшая из инженеров, работавших на текстильных фабриках. Члены комитета ежемесячно вносили определенные суммы в кассу организации. Всего было собрано 12 877 рублей, но более 80% этих денег отправили в другие отделения комитета – в Варшаву, Петроград и Оренбург.

Широким потоком беженцы из западных губерний устремились на восток империи летом 1915 года, после начала "Великого отступления" российской армии, в ходе которого были оставлены Галиция, Польша и Литва. Для приема в Иваново-Вознесенске организовали врачебно-санитарный пункт, регистрационное бюро и юридическую консультацию. К лету 1916-го в городе было официально зарегистрировано 2200 беженцев.

Значительную помощь оказывали частные благотворители. Был устроен сбор средств по подписным листам, в городских церквях появились традиционные "жертвенные кружки". Специально созданная комиссия обращалась к обывателям с просьбой "не давать ничего на руки сборщикам", поскольку "в городе наблюдается сбор милостыни беженцами или лицами, выдающими себя за них". Все средства нужно направлять в специальные пункты.

ШТРИХ. Значительный доход дали пожертвования с увеселительных мест и кинематографов на Крестовоздвиженской ярмарке. Откликнулись владельцы ярмарочных кинотеатров "Победа" и "Рекорд", а также дирекция цирка братьев Никитиных.

Всего к началу 1916 года с частных лиц собрали около 20 тыс. рублей. Были распространены и другие формы помощи. Одни предлагали для беженцев свои помещения, другие брали их на работу, третьи бесплатно обслуживали в своих заведениях.

Устроили "фургонный сбор" вещей. В качестве пожертвования принималось абсолютно всё, вплоть до украшений, посуды и книг, а также продуктов. Город разделили на 12 участков, по которым в течение трех дней (с 10 по 12 октября 1915 года) двигались фуры. Итоги оказались достаточно успешными: деньгами пожертвований поступило на 3200 руб­лей, вещами – на 3800. Большую часть ткани, платья, обуви и домашних вещей роздали беженцам "натурой", остальное продали с целью пополнения бюджета комиссии.

…И всё же на исходе 1915 года желающих оказывать помощь было далеко не так много, как в первый год войны…
Полная версия