Осваивать вождение, не выезжая на дорогу
Стремительно развивающиеся виртуальные технологии позволяют полностью погрузиться в параллельные пространства. Человек не просто наблюдает со стороны за изображением на экране, а становится активным участником происходящего. Он может ходить по выдуманному миру, рассматривать предметы вокруг и даже "брать" их.
Новые технологии уже ворвались в мир компьютерных игр. Несколько ивановских игровых центров виртуальной реальности приглашают желающих попробовать новые ощущения за 500-1000 рублей в час.
Но перспективы использования технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) гораздо шире, спрос на них постепенно растет во многих коммерческих направлениях. Разрабатываются тренажеры для обучения вождению, а крупные застройщики приглашают клиентов в виртуальные прогулки по будущим квартирам.
В виртуальной картинной галерее Владислав объединил технологии и искусство.
И пока дорогие технологии начинают осваиваться на московском рынке, в Иванове программистов будущего готовит система образования. Виртуальные очки постепенно появляются в ивановских школах ("Точки роста"), а в центре технического творчества "Новация" третий год школьники осваивают направление "Виртуальная и дополненная реальность".
На уроке ИЗО отправиться в картинную галерею
Во время годового курса ребята сначала изучают основы программирования, а потом создают собственные простые приложения. Итог обучения – защита проектов в конце учебного года. Уникальный "экзамен", на котором преподаватели и дети могут тестировать компьютерные игры.
Кроме игр и квестов, ивановские школьники создают виртуальные галереи и образовательные программы, помогающие осваивать школьные предметы.
Семиклассник Владислав объединил технологии и искусство, смоделировав виртуальную галерею полотен Леонардо да Винчи. "При запуске приложения в специальных очках появляется небольшая картинная галерея, играет музыка. При нажатии на работу посетитель может прослушать всю информацию о ней", – рассказал школьник.
Увлечение программированием у Владислава началось с компьютерных игр. "Просто подумал: вместо того чтобы играть в "стрелялки", надо попробовать их создавать", – поделился историей увлечения IT молодой человек.
Проект набрал наибольшее количество баллов по итогам защиты и, по мнению экспертной комиссии, достоин для использования на уроках, так как может привлечь внимание школьников к европейской живописи. "Это очень актуально на всех занятиях МХК и ИЗО, нужно создавать такие виртуальные галереи работ и других художников", – отметила замдиректора по учебно-воспитательной работе центра "Новация" Елена Виноградова.
Комнаты, которые "гуляют" в пространстве
Другой ивановский семиклассник Кирилл Баскаков создал галерею работ 3D-моделей, которые проектируют в "Новации" ребята 7–10 лет. В виртуальном мире Кирилла можно подходить к полкам, рассматривать модели (например, различные машинки) и "брать" их в руки. Проект объединяет результаты труда воспитанников разных направлений и недавно использовался на днях открытых дверей в "Новации".
Идею дизайна полочек Кириллу "подсказал" тетрис.
Кирилл тоже не упускает возможности поиграть в компьютерные игры. Именно тетрис неожиданно подсказал ему идею дизайна полок в виртуальной галерее. "Сначала создал модель комнаты, потом полочки. Совместил всё, и получился готовый проект", – так просто описал школьник процесс работы.
Справка. Центр технического творчества "Новация" работает в Иванове с 2010 года. На старте здесь учились всего 70 ребят, а сейчас число бюджетных мест выросло до 1420 и еще создано около 600 платных. Это единственное учреждение допобразования в Иванове, развивающее направление по созданию приложений виртуальной и дополненной реальности.
И Владиславу, и Кириллу пришлось неоднократно переделывать проекты для достижения результата. Одна из трудностей – подгон виртуального пространства под реальный рост человека. При программировании на компьютере это определить сложно, а при тестировании в очках то голова оказывается над потолком, то потолок улетает в небо.
"В виртуальном пространстве немного другие единицы измерения, и, соответственно, возникает путаница. Плюс, не у всех хорошо развито пространственное мышление, поэтому комната где-то "гуляет" в пространстве. Просто методом проб и ошибок ее нужно подогнать под определенные размеры", – объяснила педагог-наставник Варвара Бокарёва.
Лучшие программы могут получить патент
Защиты в центре "Новация" проходят по всем направлениям обучения. Ребята, успешно прошедшие "экзамен", могут продолжить свое обучение на более сложной ступени, а лучшие проекты центр технического творчества использует на презентациях.
Иллюзию погружения в параллельную реальность создают специальные очки.
"В этом году очень много хороших работ. Сейчас прорабатываем вопрос о создании проектной группы, где ребята будут дорабатывать свои проекты до патентования. Опыт патентования в "Новации" уже есть", – рассказала Елена Виноградова.
С каждым годом отмечается рост спроса на обучение по всем IT-направлениям "Новации". Многие воспитанники центра и в дальнейшем связывают жизнь с программированием и поступают в технические вузы. Причем ребята, которые успешно проявляют себя в соревнованиях и конкурсах, нередко уезжают получать образование в Москву.
Испытано на себе.
Мир, в котором можно ходить сквозь стеныВ качестве тестировщика программ, созданных ивановскими школьниками, попробовала себя и корреспондент "ИГ". Виртуальные очки, за которыми тянутся провода, оказываются на глазах, и мир перед тобой резко меняется. Вместо помещения центра с большим количеством ребят – объемное безлюдное пространство, по которому можно ходить и рассматривать обстановку. Главное – не запнуться о предметы реального мира, поэтому при тестировании обязательно нужен внимательный сопровождающий.
Несмотря на иллюзию реальности объемных миров, здесь при желании можно пройти через стену или погрузить виртуальную указку в картину. У многих взрослых при путешествии в VR-очках начинает кружиться голова от "несостыковки" реального и виртуального миров. Подростки в параллельных пространствах осваиваются быстрее.