Алексей Фомичёв: "Цените не слова, а поступки"

19 января 2022 09:48

В декабре губернатор Станислав Воскресенский по традиции вручил награды отличившимся жителям региона. Знаком "За заслуги перед Ивановской областью" был отмечен председатель Кинешемского отделения областного Союза десантников Алексей Фомичёв.

 

В этом году общественная организация отметит пятилетие. Несмотря на юный возраст, кинешемцы успели сделать столько, сколько другим бывает не под силу совершить за более длительный срок. С Алексеем Фомичёвым мы побеседовали о том, с какими трудностями сегодня сталкивается общественная организация, что нужно учитывать, прежде чем браться за ее создание.

 Освободили от мятежников село на иранской границе

Алексей Николаевич, прошлый год закончился для вас знаково: губернатор вручил вторую по статусу награду региона. Какие эмоции вы испытывали, стало ли это для вас неожиданностью?

– Мне было, конечно, приятно, но я работаю не ради наград. О том, что мне должны вручить знак, я знал давно, просто из-за пандемии всё затянулось.

Почему вы решили создать общественную организацию в Кинешме и с чего всё началось?

– Я коренной житель этого города, вырос в рабочей многодетной семье, учился здесь в школе, после техникума ушел в армию. О том, чтобы не идти служить, даже не возникало мыслей, в то время "косить" было не принято.

Справка. Знак "За заслуги перед Ивановской областью" – вторая по значимости награда в регионе (после звания "Почетный гражданин Ивановской области"). За нее положена премия в 30 000 рублей. Награды присуждаются один раз в год ивановцам, внесшим значительный вклад в развитие региона.

 Служба в армии изменила меня и всю мою жизнь. Осенью 1989 года в составе 217-го парашютно-десантного полка 98-й гвардейской ВДД (Болград, Одесская область) принимал участие в боевых действиях по сохранению конституционного порядка в Баку в должности старшины роты. Там участились случаи конфликтов, в основе которых была межнациональная рознь, и мы предотвращали беспорядки.

В ту командировку всё прошло довольно спокойно. В мой день рождения, 18 октября, мы должны были вернуться домой. Я написал маме, что встречу этот день в самолете. Но не пришлось… Уже сидя в салоне, я увидел вспышку над морем. Оказалось, произошла авиакатастрофа – в воду упал Ил-76 с солдатами нашего батальона. Все 57 человек, находившиеся на борту, погибли. 

Через три месяца подразделения вновь были направлены в Азербайджан. Перед нами стояла задача войти в Баку. Путь преграждали горящие цистерны с горючим, самодельные баррикады, неизвестные пытались обстреливать колонну. Тем не менее полк успешно вошел в столицу. Жители встречали нас по-разному: кто-то радостно приветствовал, как защитников и надежду на восстановление порядка, кто-то называл солдатами-карателями.

Данные о вас как о ветеране боевых действий занесены в "Книгу памяти Ивановской области". Расскажите о спецоперации, в которой вам пришлось участвовать в Азербайджане.

– Несмотря на то что я был старшиной, мне поручили руководить блокпостом. Спустя некоторое время нашему подразделению предстояло выполнить особую операцию – освободить населенный пункт на иранской границе, захваченный мятежниками.

Вместе с сотрудниками КГБ продирались по горным дорогам, нас обстреливали, но с задачей мы справились успешно: зачинщиков арестовали, никто не погиб.

Затем наступила гражданская жизнь. Но, как я уже говорил, служба оставила неизгладимый след в душе. Мы, 18-летние мальчишки, встали на защиту населения республик Закавказья, рисковали своими жизнями. Нас убивали, не давали довольствия, и сегодня мы не имеем никаких льгот…

Кстати. У Алексея Фомичёва немало достижений и наград. За отличные показатели в боевой и политической подготовке, отвагу, самоотверженность и стойкость, проявленные во время выполнения специальных заданий во время службы в армии, кинешемец награжден медалями "За отличие в воинской службе" 1-й и 2-й степени. За работу по воспитанию солдат получил нагрудные знаки ЦК ВЛКСМ "Воинская доблесть", "За отличие в воинской службе". За работу по пропаганде службы в ВДВ и за личный вклад в развитие войск в 2015 году удостоен знака ВДВ "За заслуги" и медали Министерства обороны "Генерал армии Маргелов"...

 Со временем мне захотелось рассказать о тех событиях подрастающему поколению, отдать дань памяти павшим. Сегодня много говорят о войнах, но почему-то незаслуженно забывают о современных военных конфликтах. Я много встречался со школьниками, рассказывал им о событиях того времени, объяснял, почему стоит выбирать службу в ВДВ. И, наверное, логичным завершением всей этой работы стало создание общественной организации.

И еще у меня всегда было желание сделать жизнь любимой Кинешмы хоть чуточку лучше, светлее. Я очень скучаю по родному городу, с удовольствием возвращаюсь домой из поездок. У нас красивая природа, храмы, реки. А какой сосновый бор!

Чаще приходится рассчитывать на собственные средства

С какими трудностями вы столкнулись как руководитель общественной организации и о чем стоит подумать тем, кто планирует ее создать?

– Вы правильно сказали: об этом стоит хорошо подумать, взвесив все "за" и "против". Нужно быть готовым тратить на это всё свободное время, нервы, здоровье и личные финансы. Потому что общественным организациям не приходится ждать помощи извне, они существуют на собственные средства. Бывают единичные случаи поддержки от депутатов или просто от добрых людей. Вы, наверное, удивитесь, но нашей организации чаще помогают люди, не имеющие отношения к ВДВ, нежели ветераны войск. Но еще чаще приходится рассчитывать на свои средства, мне помогают друзья, тоже индивидуальные предприниматели, два Михаила – Журов и Беляев.

Мы принимаем помощь от представителей любых партий, для нас все равны, мы все – жители России. И помогаем не только тем, кто имеет отношение к ВДВ, а тем, кто нуждается в поддержке – юридической, материальной, физической…

При этом помощь властей мы ощущаем. Например, часть мероприятий в прошлом и наступившем году проводим на средства губернаторского гранта, большую поддержку оказывает департамент внутренней политики. Мы работаем в связке с председателем областного Союза десантников Рафаэлем Нугмановым, проводим мероприятия и в Кинешме, и в Иванове. Пользуясь случаем, благодарю его за помощь и поддержку.

Но в основном нам не приходится надеяться на финансирование извне – и это проблема всех общественных организаций. Да, мы можем участвовать в конкурсах на получение грантов, но часто до этого просто не доходят руки из-за колоссальной нагрузки – процедур подготовки, сбора документации, отчетности…

Официально в кинешемской организации 12 членов – настоящих, преданных делу людей. Старшему из них около 60 лет, младшему – немногим более 30. Признаться, всех подряд мы и не берем, нам нужны только надежные люди, готовые взять на себя ответственность за общее дело, а не болтуны, просто желающие получить корочки или значки ради престижа…

Организация трижды становилась лучшей в стране

Какие итоги в работе вашего отделения вы считаете самыми значимыми?

– По нашей инициативе и без привлечения бюджетных средств установили три памятника. На территории 217-го парашютно-десантного полка появился мемориал военнослужащим, погибшим в октябре 1989­го в авиакатастрофе, про которую я рассказывал. Там же, а еще в центре Кинешмы установили бюст Героя Советского Союза Василия Маргелова.

Мы провели сотни мероприятий, акций, концертов, экскурсий и поездок, выпускаем книги и журналы, возобновили утраченные традиции, например празднование дня ВДВ.…

Алексей Фомичёв (слева) рассказывает землякам о войнах, о которых говорить не принято.

Но главным итогом своей работы мы считаем даже не то, что по итогам 2017, 2018 и 2019 годов Кинешемское отделение становилось лучшим районным отделением в России. Важнее для нас благодарные "спасибо" от мам, детям которых мы помогли с лечением, или улыбки ребятишек, которые получили сладкие подарки в больницах…

Иногда слышу недобрые слова критиков о том, что мы просто пиаримся (как правило, от людей, которые никогда и никому не помогали). И тогда опускаются руки, и порой хочется всё бросить… Но не в моих правилах бросать начатое. Если я откажусь, то кто продолжит, подхватит? Все наши усилия сведутся к нулю? Этого мы допустить не можем, а потому, наступая на горло собственному самолюбию, продолжаем свои дела. Я уверен, что нужно ценить не слова, а поступки, слова ничего не значат. Мы не болтаем, не обещаем, мы делаем. И те, кто с нами сталкивался, знают об этом.

 

Полная версия