Кружок, который научит зарабатывать больше родителей

24 сентября 2019 15:49

Система дополнительного образования существует не один десяток лет. Однако современного ребенка уже трудно увлечь вышивкой или авиамоделированием – делать что-то руками он не очень любит. Насколько кружки и секции адаптируются к запросам детей и способны вытащить их из сетей компьютерных игр?

Из десяти детей - девять куда-то ходят

«Современная система дополнительного образования предоставляет возможность заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой», - рассказывает начальник департамента образования Ольга Антонова. В регионе существует более 100 бюджетных учреждений дополнительного образования и 12 частных.

Кружки, секции и объединения работают в центрах внешкольной работы, спортивных школах, домах (и дворцах) детского творчества, школах эстетического развития (художественные, музыкальные школы).

«Услугами дополнительного образования в Ивановской области охвачено 91% детей старше 5 лет», - рапортуют в профильном департаменте. Получается, что 9 из 10 школьников занимаются в каком-либо кружке или секции. Высокая статистика, учитывая, что ученикам старших классов, которые все силы бросают на репетиторов и подготовку к поступлению в вузы, уже не до кружков и секций. 

Количество бюджетных мест в каждом учреждении дополнительного образования строго лимитировано. Поэтому те, кто хочет туда попасть, начинают записываться уже в конце мая. «За деньги предоставляется лишь 7-9% услуг, - поясняют в департаменте. - Средняя стоимость платных занятий в Иванове варьируется от 1200 до 2000 рублей в месяц».

Судомоделирование уступает робототехнике

Наиболее востребованы в дополнительном образовании Ивановской области на сегодняшний день иностранные языки, в частности английский. Далее по спросу идут центры развития детей: ментальная арифметика, подготовка к школе, скорочтение. Всё это осуществляется на коммерческой основе. Набирает популярность робототехника. А вот традиционные ранее объединения технической направленности, такие как авиа- , судомоделирование, радиотехника, пусть и сохранены в крупных городах области, однако с развитием современных тенденций серьезно потеряли в спросе у детей.

Впрочем, в Ивановском управлении образования уверяют, что городские кружки стараются меняться вслед за новыми направлениями и технологиями. В этом году среди новых проектов: «Яндекс.Лицей» - для школьников, которые хотят научиться программировать, причем полученных знаний и навыков, утверждают организаторы проекта, будет достаточно для работы стажером или младшим разработчиком (Центр развития детской одаренности); «Перспективное поколение» по непрерывному сопровождению профессионального самоопределения учащихся (Центр профориентации и развития «Перспектива»); VR/AR- квантум, промышленный дизайн, инженерные классы (детский технопарк «Кванториум»). Есть и форматы открытого, неформального образования - «Полезная пятница», «Терки» (дебат-клуб), «Притяжение Медиа» (ДЮЦ № 1).

«Особой популярностью среди подростков пользуются такие направления, как: фотография, современные танцы, программирование, волонтерство, все виды дизайна, киберспорт», - добавляет начальник Ивановского управления образования Елена Арешина.

В столярное дело вдохнули вторую жизнь

В ивановском центре профориентации и развития «Перспектива» в этом году запускаются новые направления: наряду с веками известным гончарным делом и – правополушарное рисование. Школа блогеров преобразовалась в школу реального общения. «Школу блогеров мы открывали по заявкам ребят, - рассказывает руководитель учреждения Светлана Новикова. – Но вскоре стало понятно, что дети ходят к нам ради общения. И чтобы не загонять их в виртуальный мир, теперь мы учим их общаться друг с другом».

Несколько преобразовалось очень востребованное направление «столярное дело»: благодаря инструментам и современным станкам расширились возможности изготовления предметов из дерева. А после успешного освоения трех-четырехлетних курсов кулинарии и радиоэлектроники подростки получают удостоверение об окончании, которое даже позволяет ребятам трудоустроиться в заведения общепита и ремонтные мастерские. Во время обучения «Автоделу» водительские удостоверения слушатели, конечно, не получают, но экзамены в автошколах сдают с первого раза.

В тему. Сложная ситуация в дополнительном образовании с кадрами. Чтобы кружки и секции соответствовали запросам времени, нужны молодые, креативные специалисты, которых трудно пригласить на небольшую зарплату. Приходится либо выкручиваться своими силами, переучивая специалистов, либо сотрудничать с талантливыми студентами, предоставляя им возможность зарабатывать с помощью коммерческих кружков.

 А еще на базе «Перспективы» работает целая психологическая служба, специалисты которой бесплатно консультируют как самих детей (в том числе и трудных), так и их родителей и даже школьных учителей. И проводят диагностику подростков, выявляя профессиональные интересы, способности и склонности.

Выманить подростков из Интернета медиацентром

В ивановском центре «Новация» есть бизнес-инкубатор для школьников. Некоторые из них уже в 9-10-х классах пробуют запускать собственные проекты и зарабатывать больше своих родителей. С прошлого декабря появился еще и «Кванториум», где на профессиональном оборудовании дети осваивают 3D-технологии. Однако наработав себе имя и статус, муниципальное учреждение, к сожалению, всё больше и прочнее встает на коммерческие рельсы.

Только-только набирает обороты новый центр социальной активности «Притяжение», открывшийся в здании бывшего ДК «Меланжист». Еще не во всём здании сделан ремонт, но к концу года в дополнение к левому (спортивному) крылу откроется и правая часть здания (где разместится огромный медиацентр), а чуть позже – и центральная (с концертным залом и крутящейся сценой).

Центр ставит своей задачей заинтересовать в первую очередь подростков. «Это непростая задача, но нам пока удается удерживать внимание ребят, изобретая новые формы и воплощая самые смелые идеи, постепенно выманивая подростков из сетей Интернета, - говорит директор ивановского ДЮЦ № 1 Ирина Хохлова. – Мы хотим стать центром притяжения детей, родителей и ветеранов. Кстати, у нас уже занимается группа эстетической гимнастики 50+».

Вообще, структурные подразделения этого детско-юношеского центра ориентированы на социально-педагогическое направление. Самые успешные проекты: школа вожатых, педагогический класс, центр волонтеров, центр интеллектуального развития «Лидер», городская ученическая дума и школьное самоуправление. Теперь еще будет крупнейший детский медиацентр и коворкинг-пространство с электронной библиотекой.

 Скидываются на холсты, мячи и скрипки

Система «добровольно-принудительных» взносов в бесплатной, казалось бы, системе дополнительного образования отработана до мелочей. В некоторых случаях это называется «вступительным взносом», в других - «добровольным пожертвованием», в третьих - «затраты на расходные материалы». В среднем они составляют около трех тысяч рублей в год («Поделите на девять месяцев учебного года и получится по 300-350 рублей в месяц, что, в принципе, недорого», - успокаивают родителей руководители детских дворцов, музыкальных и спортивных школ). Эти деньги нужно заплатить вперед и возврату они не подлежат (в случае если ребенок через пару месяцев передумает ходить на занятия). Кроме того, обязательна оплата родителями охраны учреждения, а это еще как минимум 900 рублей в год.

«Охрана зданий образовательных организаций, безопасность детей и персонала осуществляется штатными сотрудниками учреждений и финансируется из средств местных бюджетов, - разъясняет Ольга Антонова. - Вместе с тем, принимая во внимание рекомендации правоохранительных органов, на обсуждение с родительской общественностью может быть вынесен вопрос об охране силами специализированной организации – на платной основе, в том числе с привлечением внебюджетных средств».

Сбор денег с родителей в кружках и секциях допускается, но непременным условием должен быть принцип добровольности. «Внесение пожертвований школе является правом, а не обязанностью, - напоминает Ольга Генриховна. - Родители сами определяют цели и сумму, имеют право не оказывать финансовой помощи учреждению». При этом жалобы в управление и департамент образования на поборы либо отсутствуют вовсе, либо носят исключительно единичный характер.

 

Полная версия