Школа, где учат выращивать рожь и лен

8 ноября 2018 11:41

Большинство современных детей и не подозревают, что когда-то в учебных заведениях применялась практика трудового воспитания, хотя многие их родители работали в школьных парниках и теплицах. Сегодня лишь единичные учреждения, в основном сельские школы, сохранили свои огороды…

Овощи на суп собрали… на уроках

Я с каким-то особенным чувством вспоминаю, как на уроках труда мы с девчонками готовили суп из фасоли и салат из овощей, выращенных на нашем пришкольном участке. Как радовались урожаю огурцов, помидор и баклажанов, как учились варить варенье из собранных в конце лета яблок и ягод…

Учитель литературы, русского и английского языков Комсомольской школы № 1 Татьяна Широкова вспоминает, что в ее родной Светиковской школе всегда был пришкольный участок: «На нем мы работали с весны до осени: копали, сажали, пололи, ставили различные опыты. Выращивали овощи, картофель, которые потом использовали в школьной столовой для приготовления пищи. У нас был свой трактор, теплица. А в 2000-х годах еще было и картофельное поле. Работы хватало всем: мы с детьми сажали и убирали картошку, а учителя ее пололи и окучивали».

Учитель с сожалением добавляет, что сейчас от всего этого ничего не осталось, да и саму школу закрыли еще в 2011 году… Татьяна Геннадьевна считает, что такая практика была очень полезной, так как дети с раннего возраста приучались к труду. «Их же современники элементарных вещей не умеют: убрать кабинет в школе, прополоть грядки». Сейчас Татьяна Широкова грустит по поводу того, что на участке школы, где она теперь работает, выращивают разве что фасоль…

В подарок победителям – садовый инвентарь

Пропагандировать работу учебно-опытных участков сегодня призван областной конкурс территорий образовательных учреждений, организатором которого выступает департамент образования. Директор регионального центра развития дополнительного образования Елена Козлова констатирует, что количество подаваемых заявок из года в год снижается. Так, в этот раз подано 12 из 10 муниципалитетов. В среднем же их поступает порядка 25. «Конечно, до окончания срока приема еще почти две недели. Подготовка к проведению ЕГЭ и ОГЭ требовала от учителей больших временных затрат, сейчас же они стали посвободнее», - считает Елена Владимировна.

Сегодня, по словам специалиста, всё больший уклон в воспитательно-трудовом процессе идет на благоустройство пришкольной территории. И результаты этой работы налицо – благоухают клумбы, удивляющие разнообразием цветов и необычным подходом к их созданию, по школьной территории приятно прогуляться. «Что касается опытных участков, то эт, скорее прерогатива сельских школ. Для них это и хорошая возможность разнообразить школьное меню», - считает Елена Козлова. В передовиках – Ивановский, Вичугский, Тейковский, Шуйский, Палехский районы, Родники…

Лучшие в конкурсе не остаются без подарков. В качестве презентов – садово-огородный инвентарь: ведь в большинстве случаев лопаты и тяпки в школах остались еще с советских времен или принесены учителями из дома.

Не просто огород – научная лаборатория

Два года подряд победителем областного конкурса становилась Иванковская школа Фурмановского района. «Заняли мы и второе место во всероссийском смотре, - рассказывает ответственная за учебно-опытный участок Анна Нестерова. – Я веду эту работу с 2014 года, но традиция выращивать овощи и травы у нас была всегда».

Анна Павловна рассказывает, что пришкольный участок у них разделен на два сектора: цветники и опытный. «У нас много цветов. Сажаем, ухаживаем за ними тоже сами, учителя и дети, в основном на уроках технологии и биологии. И семена осенью собираем», - рассказывает учитель информатики. Местные ученики рады поработать, а родители с удовольствием отмечают, что многому дети научились именно в школе, и применяют этот опыт дома (к такому труду ребят здесь приучают уже со второго класса).

На опытном участке школы не просто выращивают морковь, свеклу, капусту, лук, помидоры, но и проводят опыты, наблюдая, к примеру, за всхожестью и урожайностью разных сортов, за тем, как влияют на замачивание различные микроэлементы, какое отношение к этому имеет климат… Все результаты подробно описываются и исследуются на уроках биологии.

Кроме того, здесь есть и место высаживания, где растут растения, которые принято засевать целыми полями. Так, в прошлом году у школы колосилась рожь, а в этом - радовал глаз лен. Сейчас он отцвел, и ребята приходят наблюдать за созревающими коробочками.

Бесплатные витамины, выращенные своими руками, идут на стол ребятам. В меню этой школы, как и много лет назад, дополнительно включают тертую морковь, свеклу, винегрет…  

Учитель русского языка и литературы Михалёвской школы Ивановского района Елена Махмуди рассказывает, что на их пришкольном участке тоже выращивают овощи. «Когда я четыре года назад пришла сюда работать, то была приятно удивлена, что на традиционный Праздник осени приготовили огромный винегрет. Его хватило на всех – и детей, и учителей, и гостей. И сделали блюдо из овощей, которые вырастили сами школьники на нашем участке», - отмечает молодой педагог.

Административные барьеры для моркови и свеклы

Однако в целом по области школьные огороды уходят в прошлое. Елена Козлова с благодарностью вспоминает своих педагогов, которые ее, ученицу Писцовской школы Комсомольского района, научили правильно копать землю, готовить грядку, поливать, сажать овощи… «Конечно, в силу возраста мне тогда больше хотелось бегать и прыгать, но сегодня я вспоминаю те годы с благодарностью. В свое время огороды, конечно, играли для населения большую роль, чем сегодня, порой даже спасали от голода. Но и сейчас школьная практика очень важна», - считает специалист.

Председатель комиссии областной думы по образованию Игорь Светушков тоже считает, что школьные приусадебные участки должны быть. «Тут существует два аспекта. Во-первых, дети обязательно должны работать, иначе вырастет поколение, не приспособленное к труду и, соответственно, не ценящее труд других, - уверен Игорь Валерьевич. – Во-вторых, овощи и фрукты, выращенные на пришкольных участках, могут помочь усилить питание школьников в сельской местности. Но проблема в том, что сегодня закон запрещает использовать эту продукцию…»

Более того, селяне зачастую готовы бесплатно отдавать школе часть своего урожая. Но, чтобы принять эти дары, по словам директоров школ, необходимо собрать столько документов и подтверждений соответствия качества овощей, что руки опускаются. Облдума не раз выступала с инициативой о внесении необходимых поправок в нормативные документы, чтобы упростить жизнь учреждениям образования в этом отношении и, главное, улучшить питание наших детей. Вопрос пока так и не разрешен…

Кстати

В российских школах уже не раз предлагали ввести новую учебную дисциплину «Земледелие» или начать занятия по этой теме в рамках действующих уроков труда. Предполагается обучать с 5-го класса. Необходимость введения курса, по мнению инициаторов, вызвана кадровым голодом в сельском хозяйстве.

Комментарий

Наталья Алёшина, психолог:

- Те виды работ, которые дети освоят в детстве и отрочестве, не будут представлять для них никаких проблем во взрослой жизни. К тому же детям полезно знать, откуда берется хлеб, картошка и какой немалый труд требуется для того, чтобы эти продукты появились на нашем столе. Я советую родителям гиперактивных детей «завести» для них на взрослом огороде небольшой огородик, посадить один огурец, картошину, цветок.… Зачастую родители потом удивляются, насколько меняется поведение ребенка. По словам моей дочери, решившей стать агрономом, первые навыки ей привили именно на «кукольном огороде», а продолжили в школе, на уроках биологии и на практике…

Полная версия