Древнейшие города и села ивановской земли-2

20 апреля 2018 12:57

«Ивановская газета» продолжает проект, посвященный 100-летию губернии. Наш сегодняшний рассказ - о начальных страницах истории Луха и Кинешмы.

Лух – пограничная крепость

Воскресенская церковь (была построена в 1680 году) – одно из самых старых зданий в Лухе – неоднократно перестраивалась

То ли ложбина, то ли болото

Как сообщил заведующий кафедрой истории России ИвГУ Кирилл Балдин, самые древние города Ивановской области – Плёс и Юрьевец. «Чуть более молодые города Ивановской области возникли во времена монголо-татарского ига: это Шуя, Лух и Кинешма», – отметил историк. (О ранней истории Плёса, Юрьевца и Шуи мы рассказали в номере от 20 марта.)

Лух сейчас – поселок. Но когда-то у него был статус города. Имя селению дала река, на которой он стоит. Значение, возможно, связано с финно-угорским словом «лух» (заливной луг). В современном эрзянском языке (этническая группа мордвы) сохранилось слово «лушмо» (лощина, ложбина).

Есть и другая, весьма сомнительная версия: слово «лух» по-литовски означает трясину, болото. Название месту, как говорит предание, дал монах Тихон, основавший здесь в XV веке монастырь. Тихон родился на землях, находившихся в подданстве Великого княжества Литовского. Тогда это государство включало в себя многие части нынешних России, Белоруссии и Украины. Но в литовском языке однокоренных слов с приписываемым значением нет. К тому же подавляющая часть населения Великого княжества Литовского были славянами…

Ну а по народной этимологии свое наименование Лух получил якобы от слова «лук». Эта овощная культура и до настоящего времени в изобилии выращивается в Лухском районе.

После "Острого репортажа" в программе "Вечерний Ургант" праздник Лука в Лухе получил всероссийскую известность.

Улицы, объединенные двойным кольцом

Начало Луху положила небольшая крепость. Ее построили для охраны восточных границ Владимиро-Суздальского княжества. Впоследствии вокруг крепости образовалось поселение. В Лухе и по сей день проглядывает облик древнерусских городов-крепостей: центральная площадь и от нее веером расходящиеся улицы, объединенные двойным кольцом. До настоящего времени сохранились земляные валы.

Первые упоминания о Лухе в русских летописях историки относят к 1404 году. Так, Лух значится в договорной грамоте великого московского князя Василия Дмитриевича (сына Дмитрия Донского) и митрополита Киприана в 1404 году. Из документа видно, что город с округой были издавна вотчиной митрополита. А в многотомном труде академика Сергея Соловьёва «История России с древнейших времен» есть упоминание в связи с нападением татар на Русь в 1428 году, когда они «взяли Кострому, Плёсо, Лух и ушли Волгою вниз». Так что оборонять получалось не всегда…

Поставляли овощи в зимнее время

Городом Лух впервые назван в духовной грамоте Ивана III от 1504 года. Во времена Ивана IV Грозного известен уже как центр уезда. В период Смутного времени (начало XVII века) Лух почти полностью выгорел. Частые пожары привели к тому, что и в этом лесном краю начинают строить каменные здания. От XVII века в Лухе сохранилась церковь Воскресения (1680 года) и дом боярина Артамона Матвеева (1686).

Этот сподвижник царя Алексея Романова был одним из первых «западников» в русской политике. Он стоял у истоков придворного театра, создал типографию при Посольском приказе, собрал огромную библиотеку и был в числе организаторов первой аптеки в Москве. После смерти царя попал в опалу, в Лухе отбывал часть времени ссылки. По преданию, для опального боярина построили небольшой каменный дом, сохраняемый сегодня в Лухе как интересный исторический и архитектурный памятник. Закончил свои дни Матвеев в Москве, где его зарубили бунтовавшие стрельцы.

В начале XVIII века Лухский уезд был отнесен к Суздальской провинции. В городе находилась воеводская канцелярия. Позднее Лух вошел в состав Костромской губернии. Фабрик и заводов в городе долго не было. Основным занятием жителей являлось огородничество и торговля – развоз овощей в зимнее время. В 1860 году для поддержания местной торговли в Лухе была учреждена ярмарка, получившая название Казанской. В конце XIX века в городе появилось множество мелких торговых предприятий и лавок.

 

Были и небылицы о Лухе Достоверно известно, что в XV–XVI веках Лух был центром Лухского удельного княжества, одного из последних на территории Московской Руси. Владели им князья Бельские, выходцы из Великого княжества Литовского. После смерти последнего князя Бельского (в 1571 году) Лухские земли ненадолго перешли в руки Богдану IV Валашскому, но вскоре умер и он, и в 1577 году удельное княжество было ликвидировано.

Иван IV Грозный дал право местному суду выносить смертный приговор, что говорит о могуществе города в XVI веке. Существует также предание, что царь предпочитал есть только лухский лук, который отправляли в Москву возами, а лухские купцы имели право торговать по всей Руси беспошлинно.

 

На берегах темной воды

Всех объединяет мерянское «ма»

Второй по значению город Ивановской области и один из древнейших волжских торговых городов – Кинешма, аванпост Московского государства, впервые упоминается в летописях, как часто бывало, в связи с разорительным набегом татар – в 1429 году. Хотя, по мнению некоторых исследователей, поселения на месте Кинешмы существовали значительно раньше. Первое поселение на месте современного города погибло, вероятно, во время похода на Русь хана Батыя.

Название города мерянского происхождения, как и названия соседних поселений и рек с характерными окончаниями на «ма» (что означает «земля, территория»): Колдома, Кохтома, Решма, Кохма, Шохма… Кинешма, по предположениям ряда ученых и краеведов, на мерянском означало что-то вроде «глубокой темной воды». Хотя есть и другие версии перевода.

Но у местных жителей, не слишком озабоченных изучением финских языков, к тому же мертвых, есть своя версия происхождения названия. Мол, атаман Степан Разин плыл мимо со своими молодцами и персидской княжной. Та не поддалась на его притязания, а около высоких берегов Волги крикнула Стеньке: «Кинешь мя!», то есть лучше брось меня в реку. И, как мы знаем из старинной песни Стенька «за борт ее бросает в набежавшую волну». Понятно, что это всего лишь фольклор…

Кинешма попала на английскую карту

Кинешма упоминается в 1504 году в так называемой духовной грамоте (завещании) Великого князя Ивана III. Он пожаловал город в удел князю Фёдору Бельскому по случаю бракосочетания последнего с царской племянницей, рязанской княжной Анной Васильевной, что и подтвердил в завещании: «А что есми пожаловал князя Фёдора Ивановича Бельскаго, дал есми ему в вотчину город Лух с волостьми, да волости Вичугу, да Кинешму, да Чихачёв...»

К концу XV века Кинешма уже стала большим по тем меркам городом и центром волости. На карте, изданной в Лондоне в 1562 году под названием «Описание Московии, России и Тартарии» английским послом и путешественником Энтони Дженкинсоном, среди 20 наиболее крупных русских городов показана и Кинешма.

Ловили рыбу, варили соль

В 1581 году Иван Грозный пожаловал город и земли в его округе князю Ивану Шуйскому. В Смутное время Кинешма неоднократно подвергалась нападениям поляков. После Смуты довольно быстро восстановилась и уже в 1614-1618 годах вошла в число восьми городов, посылавших в государственную казну хлеб на прокорм стрельцов. В 1616-м Кинешма стала центром уезда, жило в ней около 1500 человек, большей частью мелких ремесленников и торговцев. А самыми древними местными промыслами были рыбная ловля и солеварение.

В период петровских реформ Кинешма в 1708 году вошла в Архангелогородскую губернию. В городе стали проводиться ярмарки. В 1727-м Кинешму отписали Московской губернии, как город Ярославской провинции. Именно в этот период в городе начинает развиваться новый промысел – льноткачество. В 1778 году Кинешма была выведена из состава Московской губернии и стала уездным городом Костромского наместничества, а позднее и губернии.

В 2012 году в Кинешме воздвигли памятник воеводе Фёдору Боборыкину, герою Смутного времени

 

Интересные факты о Кинешме

В мае 1609 года посадские люди и окрестные крестьяне под руководством воеводы Фёдора Боборыкина трижды вступали в бой с отрядом пана Лисовского на подступах к крепости. Последнее сражение произошло под городскими стенами, на посадской площади (на месте нынешней площади Революции). В итоге защитники во главе с воеводой пали. Но уже в 1612 году в Кинешме встречали Нижегородское ополчение под предводительством князя Дмитрий Пожарского, которое отправлялось на освобождение Москвы от неприятелей.

Из Кинешмы несколько веков к царскому столу доставляли живую рыбу в специальных больших бочках. До середины  XIX века на Волге работало более полумиллиона бурлаков, а Кинешма являлась одним из крупнейших пунктов их найма.

Полная версия