Не погибнуть за партой

30 января 2018 16:19

Россию поразила волна школьного насилия. Сначала в Перми двое учеников устроили кровавую бойню в начальной школе. Затем, очевидно, у них объявился подражатель: буквально через два дня пришли трагические новости из Улан-Удэ, где, по одной из версий, девятиклассник напал на сверстников с топором. В чем причина этих событий? А самое главное – может ли подобная трагедия повториться  у нас и насколько безопасно детям в школе?

Пионерский галстук как способ воздействия

Агрессия подростков – одна из вечных проблем. «Раньше они дрались между собой на кастетах, выясняли правду в кулачном бою, но сегодня их агрессия выходит за эти рамки», - говорит психолог Ивановского НИИ материнства и детства Мирослава Каталова. – Одна из причин – современная система образования. Сегодня в школе всё нацелено на результат, на успех. Не вписывающиеся в эту систему ценностей люди просто выталкиваются. В итоге школьник, который не может продемонстрировать высокие результаты, оказывается за бортом и всеми способами стремится показать себя».

По словам специалиста, сегодня медиация (то есть посредничество определенных людей или общественных объединений при решении конфликтов), существовавшая в советской школе, фактически умерла. Действительно, если разобраться, то раньше за поведением членов коллектива строго следила не только администрация школы, но и сверстники. В советской системе образования большое влияние имели пионерские советы дружины, советы отряда, на собраниях которых провинившихся школьников не только как следует «пропесочивали», но и строго наказывали, отбирая красный галстук или комсомольский значок. В сегодняшних реалиях подобные меры воздействия полностью утратили актуальность.

Одна из причин жестокости детей – холодность родителей

Современного подростка формирует совершенно иная среда. И одна из главных составляющих – Интернет. Уже известно, что один из нападавших подростков в Перми был подписан в соцсетях на группы о массовых убийствах в школах по всему миру. Особенно он восхищался произошедшей в 1999 году резней в школе «Колумбайн» в США, изучал историю событий. Собственно, он никогда не скрывал своих взглядов, открыто их высказывал, но почему-то внимания на это никто не обратил.

«Вместе с тем нельзя во всём винить Интернет, - считает региональный уполномоченный по правам ребенка Татьяна Океанская. – Им пользуется 90 процентов населения и 100 процентов подростков, однако не каждый берется за оружие. Давайте лучше говорить о межличностных отношениях в семье, в школе, о социальном окружении ребенка. Мы не знаем, что подвигло этих ребят взяться за ножи, но я по своему опыту знаю: сегодня всё чаще встречаются родители, которые чрезвычайно холодно относятся к своим детям. Вот и мать одного из мальчиков отказалась навещать его в больнице. Да, возможно, он был очень проблемным ребенком, но разве такие дети не заслуживают любви наравне с остальными?»

В школу можно пронести всё что угодно

Если говорить о непосредственной безопасности школ, то в областном центре все общеобразовательные учебные заведения (а их 51) оборудованы электронными проходными турникетного типа. Как сообщила начальник ивановского управления образования Елена Юферова, в 37 школах заключены договоры с частными охранными предприятиями, в остальных за безопасностью следят штатные сотрудники. Сейчас ведется активная работа по оснащению электронными проходными и учреждений дополнительного образования.

У каждого школьника, а также у большинства родителей имеются электронные карты. Когда они заходят в школу, система считывает данные и информация высвечивается на компьютере у дежурного охранника. На первый взгляд, система работает идеально: всегда можно отследить, кто именно находится в школе. Но так ли уж трудно проникнуть в школу постороннему человеку? На деле достаточно предъявить документ и сказать, к какому учителю направляешься, – всё, путь в школу открыт. Естественно, никто не станет спрашивать, что вы с собой несете.  

Если говорить о самих школьниках, то они также могут легко пронести в школу запрещенные предметы – ножи, газовые  баллончики… Личный досмотр учащихся запрещен. Единственное, что может администрация, - это вести разъяснительные беседы. Но есть ли от них толк? Как нам рассказал ученик 9 класса одной из ивановских школ, на переменах в коридорах то и дело распыляют перцовые баллончики. Учителя об этом знают, но ничего не могут сделать, так как установить виновного очень сложно.

«ЧП, происходящие в российских школах, не дают нам расслабляться, - говорит Елена Юферова. – После инцидентов мы еще раз собирали директоров школ, встречались с представителями ЧОПов. В каждой школе проведен дополнительный инструктаж о том, как действовать в чрезвычайных ситуациях, тревожные кнопки проверяются ежедневно».

Если говорить о ситуации со школьной безопасностью в целом по области, то в крупных городах – Кинешме, Шуе, Фурманове – школы тоже постепенно оснащают электронными проходными. А вот в большинстве сельских школ, где все друг друга знают, двери по-прежнему нараспашку… 

 

Подростковый возраст – нелегкое испытание не только для самих детей, но и родителей. Грубость, несговорчивость снаружи, а внутри – ранимость и заниженная самооценка. И найти общий язык с этими «колючками» не так-то просто. К сожалению, отсутствие диалога между поколениями часто приводит к трагедии… Родители, испытывающие трудности в общении с детьми, а также дети могут обратиться за психологической и правовой помощью по следующим телефонам доверия:

  1. Круглосуточная психологическая помощь: 8 (4932) 37-24-44, 8 (4932) 37-47-27
  2. Телефон доверия  для  жертв  насилия  (понедельник-пятница с  10  до  17), телефон: 8 (4932) 41-21-40
  3. Телефон доверия на базе областного государственного учреждения "Центр психолого-педагогической помощи семье и детям" : 8-800-2000-122 (понедельник-пятница с 10 до 20.00)
  4. Телефон горячей линии Волонтерского центра при Уполномоченном по правам ребенка 8(4932) 41-09-99
В ТЕМУ Инциденты в Перми и Улан-Удэ – далеко не единственные случаи нападения в российских школах. Первый так называемый «скулшутинг» (от английского school shooting – школьная стрельба) произошел в Москве в феврале 2014 года. 15-летний подросток пришел в школу с ружьем, застрелил учителя географии и смертельно ранил одного из прибывших полицейских. С тех пор в России зарегистрировано еще 22 подобных случая (15 – с применением огнестрельного и пневматического оружия, 7 – с использованием колюще-режущих предметов).
Безусловным лидером по количество «скулшутингов» являются США. Начиная с 1990-х годов от рук школьных стрелков погибли сотни человек. Самые массовые случаи расстрела произошли в штате Вирджиния – в 2007 году (33 убитых) и в 2012-м (27 жертв, включая родную мать преступника).
Полная версия