Задержаться после уроков – за счет родителей
Вокруг закона «Об образовании», вступившего в силу в 2012 году, в свое время было сломано немало копий: эксперты предрекали чуть ли крах всей системе, переход школ на платную основу и падение качества обучения. Нельзя сказать, что все мрачные предсказания сбылись, но кое-что, о чем специалисты предупреждали родительскую и учительскую общественность, всё же стало реальностью.
Так, закон «Об образовании» ввел новое понятие «уход и присмотр», отделив эту услугу от понятия «обучение». В первую очередь это должно было коснуться детских садов, где дети находятся целый день. Родители всерьез опасались резкого роста ежемесячной платы, однако администрации Иванова и других муниципалитетов области пообещали, что ничего подобного не допустят. И действительно: плата в дошкольных учреждениях растет, но умеренными темпами. А вот по одному из традиционных школьных институтов – продленке – закон ударил очень больно. Прежде всего, родителям было объявлено, что она отныне становится платной. При этом школы начали перекраивать штатные расписания, исключая из них должности воспитателей группы продленного дня, которые после вступления документа в силу оказались как бы вне закона.
Эти существенные преобразования произошли в Ивановской области в 2015 году, и за два прошедших года продленка умерла фактически в половине школ. Те учебные заведения, в которых она осталась, предлагают именно услуги по присмотру и уходу, а значит, в обязанности воспитателей больше не входит помощь в подготовке домашнего задания. «Стоимость одного часа в группах присмотра и ухода в школах определяет муниципалитет, но, насколько мне известно, во всех образовательных учреждениях региона она одинакова: 10 рублей, - комментирует специалист департамента образования Андрей Бойцов. – Также школы могут предлагать родителям различные образовательные услуги – кружки, факультативные занятия, внеурочную деятельность. Эти услуги, как правило, платные».
На помощь приходят соседские бабушки
По всей вероятности, именно необходимость платить за продленку отпугивает многих родителей. Ведь, если посчитать, то сумма только за присмотр и уход выходит немаленькая: в среднем 40 рублей в день плюс 60 рублей за обед. В месяц набегает около 2 тысяч.
«Мы ходили на продленку около полугода в первом классе, но потом отказались. Просто не потянули по деньгам: вместе с завтраками, обедами и факультативными занятиями мы тратили примерно 3 тысячи рублей в месяц, - говорит Елена Белова, чья дочка учится в ивановской гимназии № 36. – Оставшись без продленки, долго решали, кто будет забирать дочку после уроков. В итоге на два дня в неделю договорились с соседской бабушкой, которая за 70 рублей забирает ее, приводит домой и кормит обедом, после чего дочка остается одна. Три остальных дня мы с мужем и его мамой забираем ребенка поочередно».
Именно так поступают почти все родители, отказавшиеся от продленки: просят соседей, друзей, других родителей из класса. Иногда неработающие мамы забирают сразу по 5-6 человек и разводят их по домам. Иногда за плату, но, как правило, совершенно бескорыстно, потому что проблемы у всех общие.
И таких родителей-«отказников» с каждым годом становится всё больше. По данным департамента образования, если в 2015 году услугами группы продленного дня пользовались 25% учеников начальной школы (это обычная цифра, которая регистрировалась из года в год до вступления в силу закона), то в 2016-м – только 15%. Предсказывать, какова будет потребность сейчас, никто не берется.
«Мы готовы предоставлять такие услуги, но спроса нет, По крайней мере, в прошлом году не было, - говорит директор кинешемской гимназии имени Островского Ольга Яншенкова. – Полагаю, отчасти это связано с введением платы, но это не основная причина. По новым федеральным стандартам после уроков дети должны заниматься внеурочной деятельностью, то есть они в любом случае находятся в школе до 14-15 часов, так что необходимость в продленке отпадает. В этом году заявки от родителей поступают, но решения мы пока не приняли».
Воспитателей поставили вне закона
Никаких постановлений на сей счет пока издано не было, но кулуарно среди чиновников этот вопрос обсуждается, а значит, стоимость продленки в новом учебном году может вырасти. Впрочем, как и стоимость платных образовательных услуг.
А школы, сохранившие продленку, в свою очередь терзаются вопросом, где взять человека для работы в группе продленного дня. «По новому закону, если в учебном заведении есть должность воспитателя группы продленного дня, то это считается нецелесообразным расходованием бюджетных средств, - говорит директор шуйской гимназии № 1 Ирина Гура. – Варианта, который полностью устроил бы школу и не противоречил при этом закону, просто нет».
Каждая школа выходит из ситуации по-разному: где-то все-таки вводят должность воспитателя, но с оговоркой, что оплата производится только из внебюджетных источников, в других эту работу выполняют учителя, а деньги за эту работу включают в стимулирующие (но опять же из внебюджета). В итоге школа тратит немалые средства, которые можно было бы израсходовать на покупку учебников, текущий ремонт и многое другое. И всё это – из-за росчерка пера безымянного законодателя…
Выживет ли в итоге продленка? Ответ скорее отрицательный: ведь родителям приходится платить деньги за то, что раньше было абсолютно доступным и бесплатным, а школам – преодолевать бесконечные бюрократические проволочки…