Пэчворк: скорее хобби, чем бизнес

4 августа 2017 13:12

Ручная работа в современном мире, где почти всё, что нас окружает, производится на китайских фабриках, ценится чуть ли не на вес золота. Одно из самых кропотливых ремесел, требующих не только внимания, но и невероятной усидчивости мастера, – лоскутное шитье. О том, можно ли им заработать на жизнь и так ли легко найти в Иванове покупателей эксклюзивных вещей, мы побеседовали с Мариной Тулуповой, руководителем клуба «Лоскутная мозаика» при областном Центре культуры и творчества.

Всё началось с «жадности» к тряпочкам

 - Марина Юрьевна, почему вы выбрали для себя именно этот вид творчества?

 - С ним тесно связана моя специальность: по образованию я преподаватель технологии и предпринимательства, другими словами – учитель труда. Тема моей дипломной работы была очень близка к моей сегодняшней деятельности: «Преподавание лоскутного шитья для учеников 4-8-х классов». Еще одна специальность – мастер по пошиву мужской одежды. Я работала мастером на швейном производстве, и вокруг меня всегда было множество разных тряпочек, ненужных обрезков, которые было жаль выбрасывать. С этой «жадности» всё и началось. Я попробовала шить небольшие вещички: прихватки, наволочки для себя и своего дома, для знакомых. В 2003 году я впервые пришла в «Лоскутную мозаику» на юбилейную выставку (клубу исполнилось 10 лет) и осталась здесь. У меня было много теоретических знаний, но не хватало опыта. Вот его-то я и набиралась в клубе. Кстати, этот принцип – обучение в процессе общения – сохранился здесь до сих пор.

Через три года меня пригласили возглавить клуб, заменив уехавшую руководительницу. Конечно, поначалу было тяжело, но теперь, думаю, главные сложности позади. Своим клубом, который посещают 35 мастериц со всего города, я очень горжусь: в этом году на фестивале «Лоскутная мозаика» мы стали лауреатами, получили шесть поощрительных призов и приз зрительских симпатий.

 - Можно ли сказать, что сейчас происходит некое возрождение лоскутного творчества? 35 завсегдатаев клуба – это достаточно большая цифра...

 - Возрождение было в 1990-х. Тогда многие начинали заниматься лоскутным творчеством с нуля. Возможно, это было связано с тем, что в трудные времена женщины старались отвлечься от повседневности, заполнить душевную пустоту… Сейчас лоскутное шитье – очень популярный вид творчества, которым занимаются многие.

 - И дорого это обходится?

 - Вопрос философский (улыбается). Для начинающих расходы минимальны: как правило, в ход идут лоскутки и обрезки тканей, которые есть в каждом доме, у друзей и знакомых. Для профессионалов, зарабатывающих своим творчеством, процесс становится дороже: там ткани уже нужно покупать, одними обрезками не обойдешься.

Лоскутное одеяло спасает от невзгод

 - То есть затраты диктуются материалом?

 - Не только. Многое зависит и от того, в каком направлении работает мастер. Русский народнодеревенский стиль требует использования наших ивановских ситцев прошлого века. Такую ткань, к сожалению, уже не выпускают фабрики, но их еще можно купить с рук: наверное, у каждой бабушки есть антресоль с таким «богатством». Впрочем, эти ситцы не так уж и дороги, если сравнивать их с европейскими или американскими тканями для пэчворка, которые используются для выставочных панно и дорогих покрывал в современном городском интерьере. За границей существует целая индустрия для любителей этого творчества: ткани, инструменты, разные приспособления. Русские лоскутницы менее избалованны, зато более универсальны.

А в целом мы работаем с теми тканями, которые продаются в городе. Иногда заказываем материал в Москве или в интернет-магазинах. У меня с годами развилась профессиональная болезнь: не могу пройти мимо ткани, которой у меня нет, не купив ее. Вся квартира завалена материалами. Гости ужасаются (улыбается). Зато когда появляется заказ, я не бегаю по магазинам – всё есть дома.

 - Какие вещи вы чаще всего изготавливаете на заказ? Что сейчас популярно?

 - Среди утилитарных вещей популярны лоскутные одеяла, панно, иногда шторы. Их, как правило, заказывают состоятельные люди, которые покупают деревянные дома в деревенском стиле. В таком доме лоскутные вещи смотрятся благородно, изысканно. У многих лоскутное одеяло ассоциируется со счастливым детством, запахом бабушкиных пирогов и парного молока. Наверное, неслучайно считается, что эта вещь выполняет функцию оберега, храня хозяев от невзгод. Не зря говорят, что, даже если у человека есть всё, для полного счастья ему не хватает… лоскутного одеяла.

Я не делаю панно, так как у меня нет художественного образования, но с удовольствием беру заказы на пошив покрывал. Очень интересно создавать лоскутную одежду (жилеты, жакеты) и сумки. Конечно, такую одежду наденешь не каждый день, но иногда, на выход, она очень кстати.

Меньше сумма – реже стёжка

 - А с реализацией как обстоят дела?

 - Проблем с продажей готовой вещи никогда не бывает. Поэтому я не требую с клиента предоплату. Передумает – ничего страшного, вещь я всегда пристрою, даже не переживаю об этом. Потенциальные покупатели обычно находят меня в соцсетях, где я размещаю фото готовых работ. Вместе оговариваем нюансы, и я начинаю трудиться. Заметила, что клиентам очень нравится, когда я выкладываю фото поэтапного создания их заказа, как бы отчитываюсь перед ними. Рука у меня, что называется, набита: могу успеть сшить одеяло за 4-5 дней, жакет за неделю.

Цены на вещи, созданные вручную, порой удивляют покупателей. На ярмарках интересуются, и когда узнают, что полуторное одеяло стоит 6-7 тысяч, а двуспальное – от 8, говорят, что очень дорого. Но ведь львиную долю цены изделия составляет стоимость ручного труда мастера и затраченного времени, и лишь около 20% – стоимость материала. Конечно, каждый мастер по-своему оценивает свой труд, но есть и общие тенденции рынка.

- А как же индивидуальный подход?..

 - Если ко мне приходит заказчик и говорит, что не готов заплатить за одеяло больше 4 тысяч, я иду навстречу и шью именно за эту цену. Но предупреждаю, что лоскутки будут побольше, а стежка не такая плотная. И все остаются довольны. Я не отказываюсь ни от каких заказов, только стараюсь соблюсти баланс между своей выгодой и возможностями покупателя… Московские мастера избалованны: они привыкли к хорошему сбыту и могут сами диктовать условия, а мы рады каждому заказу...

 - Можно ли прожить на выручку от продажи лоскутных изделий?

 - Вопрос сложный. Наверное, у кого-то получается… У меня есть основная работа в Центре культуры и творчества, такая «подушка безопасности». А реализация лоскутных вещей, как и любых творческих произведений, очень непостоянна: когда-то их берут хорошо, когда-то – не очень.

Больше всего заказов поступает летом, в туристический сезон. А вот Новый год – не «лоскутный» праздник. Высокий спрос бывает перед 8 Марта: женщинам дарят прихватки и другие красивые штучки для кухни. Самые популярные праздники, на которые заказывают лоскутные вещи, – свадьбы и годовщины свадьбы, а еще рождение малыша. Это тенденция последних трех лет. Дарят лоскутные изделия на дни рождения, юбилеи. Иногда – с целью кого-то удивить. Например, недавно мне заказали жилет, похожий на традиционный узбекский. Оказывается, юбиляр, живущий сейчас в России, провел детство в Узбекистане и сохранил об этой стране теплые чувства. Я сшила ему жилет и тюбетейку. Говорят, обрадовался подарку невероятно. Он надевает их на рыбалку, и теперь для него такой выходной еще и праздник.

В целом, думаю, не каждая мастерица сможет прожить на выручку от своего хобби. Ведь тут надо не только хорошо шить, но и иметь предпринимательскую жилку. А это в одном человеке сочетается не так часто.  

Полная версия