Главное – поддержка семьи
Алёна Фурсаева из кинешемской школы № 19 набрала 100 баллов по истории и английскому языку. Вот он – прекрасный ответ тем, кто говорит, что образование в российской глубинке умирает, а высокие результаты показывают только ученики престижных школ и лицеев…
Алёну так и хочется охарактеризовать знаменитой фразой из фильма «Кавказская пленница». Именно такие дети (а вовсе не молодчики на «геллендвагенах», как это пытаются представить в масс-медиа) являются истинной золотой молодежью России, ее будущим.
И очень хочется верить, что у этой девочки, добившейся таких результатов своим трудом, всё получится. Планы у нее действительно серьезные: Алёна связывает свое будущее с лингвистикой и мечтает поступить на факультет романо-германской филологии МГУ. Как известно, это один из немногих российских вузов, который имеет право устраивать собственные испытания. «Очень волнуемся, - говорит мама Алёны Наталья Фурсаева. - Ведь несмотря на наши 100 баллов по языку, придется сдавать дополнительный экзамен на общих основаниях». Второй в списке приоритетов – один из лучших лингвистических вузов страны, Нижегородский университет Добролюбова.
«Талантливый, трудолюбивый, упорный, невероятно целеустремленный человек, - так характеризует Алёну директор кинешемской школы № 19 Светлана Скворцова. – При этом еще скромный и добрый. Кажется, что она готовилась к сдаче экзаменов с первого класса. И здесь, конечно, огромную роль сыграла семья Алёны, которая всегда была рядом, поддерживала. Я верю, что у нее всё получится».
После английского нацелилась на… китайский
Сама Алёна, несмотря на юный возраст, при разговоре кажется вполне сформировавшейся личностью. Со своим будущим она определилась чуть ли не с шестого класса: хотя с самого начала по всем предметам девочка получала только пятерки, настоящей страстью стали именно гуманитарные науки – история, иностранный. «С детства обожала английский язык, всегда хотелось проникнуть в магию чужой речи, познать ее законы, – говорит Алёна. – Думаю, что ключом к успеху изучения любого предмета может быть только подлинный интерес».
С третьего класса девочка начала посещать репетитора. Регулярные, а самое главное – разноплановые занятия сыграли решающую роль. Времена, когда английский язык пытались изучать по скучным учебникам, давно канули в прошлое. Для развития навыков и понимания чужой речи Алёна смотрела фильмы без перевода и читала книги в оригинале, уделяя этому время каждый день.
Выучив английский в совершенстве, кинешемка нацелилась… на китайский. «Понимаете, мне не хотелось учить французский или немецкий. Я понимала, что справлюсь в любом случае. А китайский язык был загадкой и вызовом. К тому же привлекала мысль, что, как и русский, это один из сложнейших языков мира. Но занятия пришлось бросить. Во-первых, из-за учебы не оставалось времени. Во-вторых, я поняла, что китайскую фонетику и письменность невозможно понять в одиночку. Но я никогда не откажусь от этой затеи: как только появится возможность, буду заниматься опять», - говорит Алёна.
А вот с историей всё оказалось сложнее: ее наша героиня выучила буквально за год. «Я очень благодарна своему репетитору, - говорит девушка. – С ней мы начали повторять всё с азов, выстраивать четкую систему».
Вообще, многие специалисты считают историю более трудным предметом, чем даже физика и математика. В основном из-за огромного объема информации, которую нужно не только перелопатить, но и уложить в голове. И Алёне удалось это сделать, хотя экзаменационные задания, по оценке учителей-предметников, в этом году были сложны, как никогда.
Школьники давно превысили 40-часовую недельную нагрузку
Если у кого-то сложилось впечатление, что Алёна – тихая домоседка, которая не способна развлекаться, то он сильно ошибается. Прогулки с друзьями, дискотеки и другие радости, тревоги и печали юного возраста – всё это про Алёну. Она обычный российский подросток, а не «растение мимоза в ботаническом саду». «Просто нужно научиться расставлять акценты, раз и навсегда решить, что для вас важнее – учеба или что-то другое, – говорит Алёна. – К примеру, для меня будние дни в плане развлечений – это табу. Выходные – другое дело. Мозгам тоже нужен отдых, и если не давать себе передышку, это может плохо кончиться». Она знает, о чем говорит: летом после 10-го класса девушка так увлеклась ежедневными занятиями историей, что почти довела себя до нервного истощения. Но после этого пришла к выводу, что каникулы должны оставаться каникулами, а не продолжением учебного года.
Конечно, рабочая неделя российского старшеклассника намного превышает обычную 40-часовую. С утра – 7-8 уроков в школе. Затем после небольшого отдыха – репетиторы. А вечером снова уроки… Такому графику не позавидуешь, но это обычное расписание даже для школьников, не претендующих на медаль. А Алёна Фурсаева окончила школу с золотой медалью: «С первого класса была отличницей, как-то уже не захотелось сдавать позиции…»
К сожалению, даже усиленная подготовка и прочные знания могут дать сбой. И примеров, когда успешный ученик плохо сдает экзамен, множество. Как правило, причина кроется в волнении: растерялся, всё забыл. «Экзамен не нужно воспринимать как важное испытание, – говорит Алёна. – Представьте, что вы дома пишете обычный тест или контрольную работу, каких сделали уже очень много. Такое отстранение помогает, это я по себе знаю».
Конечно, советов на все случаи жизни не бывает, да и не может быть: каждая личность индивидуальна. Но ведь не зря так гармонично перекликаются пословицы разных народов о терпении и самоотверженном труде, который в итоге вознаграждается…