Бывшие свалки тоже попали в категорию опасных
В Год экологии, которым объявлен в России 2017-й, федеральные власти намерены всерьез приняться за ликвидацию объектов накопленного экологического ущерба. Как рассказал замначальника департамента природных ресурсов и экологии Олег Меинов, до недавнего времени понятия «накопленного вреда окружающей среде» законодательно не было установлено. Старший помощник ивановского межрайонного природоохранного прокурора Алексей Сутягин пояснил: «До июля 2016 года к объектам накопленного экологического ущерба относили места, где в настоящее время уже нет промышленной деятельности, но ее отходы остались, причем в значительном размере». Теперь в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» появилась новая статья «Организация работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде». Первоначально она должна была вступить в силу с 1 января 2017 года, но законодатели не успели разработать подзаконные акты. В итоге она начнет действовать с начала 2018-го.
Статья расширяет понятие объектов накопленного вреда. Раньше имелись в виду лишь промышленные и некоторые агрохозяйственные объекты. Теперь к ним отнесены и земельные участки, на которых размещались твердые бытовые отходы. Опасные для экологии места внесут в государственный реестр.
Отметим, что ответственность за рекультивацию данных объектов в течение многих лет сбрасывалась на нижестоящий уровень: с Федерации на регионы, с регионов – на муниципальные власти. А для местных бюджетов эти затраты чаще всего неподъемны. В итоге ничего, по большому счету, не делалось. Теперь ликвидировать экологические язвы собираются по госпрограмме «Охрана окружающей среды». Предварительно 90-95% средств даст федеральный бюджет, остальное – областная казна и конкретные муниципальные образования, где расположен тот или иной объект. При этом разработка проект но-сметной документации – за счет областного и муниципального бюджетов.
В Кинешме рыба «сварилась» от кислоты
Региональные власти возлагают на эту программу большие надежды. Можно сказать, что такие масштабные денежные вливания, которых сейчас ожидают, в экологию региона со времен распада СССР еще не делались. «Мы очень постараемся войти в эту программу. Региональный реестр, который мы вели раньше, теперь по новому закону расширяем за счет бывших свалок. Хотя наиболее опасные для природы объекты известны нам уже давно. Это места размещения отходов химической промышленности, бардяные пруды спирткомбината, а также заброшенные отстойники сельхозпредприятий. Хотя по многим свалкам уже есть решения судов, но в первую очередь будем добиваться рекультивации объектов, связанных с химпромом, хотя эти работы самые затратные», – сообщил Олег Меинов.
По его словам, особенно опасны объекты, расположенные вблизи Волги, на территории Кинешмы и Заволжска. В Кинешме это два пруда-отстойника отходов производства уксусной кислоты бывшего Дмитриевского химзавода. В них накоплено более 14 тысяч кубометров жидких отходов с низкой кислотностью. В период интенсивного половодья или осадков возможно переполнение прудов и попадание отходов в Кинешемку, а оттуда в Волгу. Лет десять назад, когда эти пруды были без хозяев, произошел случай: в паводок в прудах накопилась вода и стала переливаться. Тогда рыба в реке просто «сварилась» от кислоты.
Как рассказала начальник кинешемского отдела муниципального контроля и охраны окружающей среды Любовь Голубева, эти пруды не имеют сегодня отношения к ныне действующему одноименному заводу. При приватизации хозяевам предприятия удалось избавиться от такого обременения. Долгие годы пруды были бесхозными, а значит, за их состоянием никто особо не следил. В прошлом году муниципалитет взял их на свой баланс, но никаких работ, например по обваловке прудов, по-прежнему не проводилось.
Любовь Голубева сообщила, что на 2018 – 2019 годы запланировано составление проектно-сметной документации на утилизацию этих объектов. Если в бюджете Кинешмы найдут на это около пяти миллионов рублей… «Полная рекультивация требует вложения около 50 миллионов рублей. Без помощи федерального бюджета и региональной казны здесь не обойтись», – уверена Любовь Голубева. Содержимое прудов необходимо вывезти на специализированные полигоны для отходов 1-го класса опасности, в регионе таких нет. Ближайший, по словам Олега Меинова, – в Ленинградской области. Есть вариант, когда кислоту можно погасить специальными реагентами, но эту возможность может определить лишь специализированная организация, которая будет разрабатывать проект. Тогда объект можно будет накрыть грунтовым саркофагом.
Еще один объект в Кинешме, о котором в департаменте узнали только в прошлом году, – это земельный участок с химическим загрязнением от анилинового производства в районе улицы Наволокской.
В Родниковском районе – цинкосодержащие отходы
Больше всего в регионе «повезло» Заволжску. Здесь тоже некогда работал химзавод. Он оставил наследство, которое приумножили затем некоторые хозяйствующие на его останках предприятия. В итоге сегодня требуют утилизации навалы химических отходов оргсинтеза 1-го и 2-го класса опасности в овраге в районе улицы Береговой. Необходимо убрать загрязненный нефтепродуктами и смоляными отходами грунт в районе Заводской. Там же необходимо утилизировать емкости хранилища химотходов, железосодержащий шлам, оксиды и гидроксиды железа, емкости со смоляными отходами 1-го и 2-го класса.
В тему |
«Глобус-1» – больше не угроза В Ивановской области наиболее известным опасным объектом с накопленным экологическим ущербом считается «Глобус-1» – место мирного ядерного взрыва в Заволжском районе. Но Росатом в рамках реализации федеральной программы в свое время заключил госконтракт с «РосРАО» на выполнение работ по реабилитации «Глобус-1» в 2014–2015 годах. На сегодняшний день на территории объекта выполнены работы по ликвидации зарядной, исследовательских и наблюдательных скважин, выемке и сортировке загрязненного грунта, вывозу радиоактивных отходов на длительное хранение в специализированную организацию за пределами Ивановской области. В августе 2015 года специалистами областного Центра гигиены и эпидемиологии проведено заключительное радиационное обследование, подтверждающее качество выполнения реабилитационных работ и соответствие территории проведения мирного ядерного взрыва «Глобус-1» требованиям санитарногигиенических нормативов. |
В Петровском Гаврилово-Посадского района после закрытия спиртзавода остались бардяные пруды. Как рассказала заведующая районным отделом по охране окружающей среды и природных ресурсов Ирина Ткачёва, бардяные пруды приняты в 2006 году в муниципальную собственность. Завод разработал проектную документацию, так как тогдашний губернатор Михаил Мень обещал выделять деньги на рекультивацию прудов. Часть этих средств поступила, пруды начали откачивать. Но до конца работу не довели, так что в итоге деньги были потрачены зря: с тех пор опять в водоемах накопилась влага.
Навозонакопители ныне почившего совхоза «Петровский» тоже ждут своей очереди. Администрацию Петровского поселения прокуратура принудила взять на баланс отстойники. Но этот процесс идет до сих пор.
В Родниковском районе, на территории бывшего Горкинского химического завода по производству цинковых белил в деревне Юдинке, ждут утилизации около 100 тысяч кубометров цинкосодержащих отходов и шлак от работы котельной. Там же расположено заброшенное подземное мазутохранилище, обнаруженное летом 2011 года. Алексей Сутягин отметил, что необходимо утилизировать и разрушенные строения. «Еще в 2013 году мы обязали администрацию Родниковского района организовать по результатам научных изысканий утилизацию этих промышленных отходов. Сейчас решаются вопросы о заключении контракта со специализированной организацией», – заметил он.
Районы остаются без полигонов ТБО
Сейчас в регионе проводится инвентаризация уже закрытых свалок, действовавших с советских времен. Некоторые из них, впрочем, пока еще продолжают работу. Алексей Сутягин заметил: «Свалками мы серьезно занялись в 2012 году. В каждом районе они действуют с давних пор, но работают часто незаконно, так как у них нет ни проектной документации, ни экологической экспертизы. Есть лишь кусок земли, на который валят мусор. Там, где необходимо было такие свалки закрыть и рекультивировать, мы предъявляли иски в суд. В каждом случае они удовлетворены. Свалки закрыли в Кинешме, Пестяковском, Комсомольском, Лухском, Верхнеландеховском, Ильинском, Гаврилово-Посадском и других районах». Но иногда такие свалки – единственные на территории муниципального образования, а их закрытие чревато серьезными социально-экологическими проблемами, поэтому суды принимали решения об отсрочке.
Ждут рекультивации несанкционированные свалки ТБО в районе Стеблева Лухского района, на территории Батмановского поселения Кинешемского района, у Верхнего Ландеха, а также объект в 1,2 километра на юго-востоке от Пестяков. Широк список свалок, работа которых пока разрешена, но они уже почти выработали свой ресурс.