Ссылка для двоечников или попытка наверстать упущенное?

7 марта 2017 13:03

Здесь учатся 12 лет, причем за парты садятся зачастую уже не дети. Звонок на первый урок раздается, когда на улице темнеет. Потому и зовутся такие учреждения вечерними школами. С каждым годом их становится всё меньше. При этом число тех, кто ни читать, ни писать годам к 15 так и не научился, не уменьшается.

Дома школьницу ждут малые дети

Вечернюю школу многие из нас представляют по сценам из популярного фильма «Большая перемена». Так оно и было: в советское время взрослые люди после работы приходили на уроки, чтобы пополнить необходимые в производственной жизни знания. Например, Никита Михалков и Игорь Костолевский окончили именно вечерку и про них уж точно нельзя сказать, что они были отпетыми двоечниками. За последние годы вечерняя школа значительно помолодела. И если раньше ее «птенцами» были ударники производства, то сейчас всё чаще – это трудные подростки, те, кто не прижились в обычной школе, остались на второй или даже на третий год, не смогли доучиться по семейным обстоятельствам. Ни одно другое учреждение в наверстывании упущенного таким людям не поможет. И все-таки год от года вечерние школы либо закрываются, либо подвергаются реорганизации.

Так, на сегодняшний день в Ивановском регионе действует шесть вечерних школ (а лет 5-7 назад таковых было 11). В областном центре подобное учреждение всего одно, и учится здесь почти 300 человек (с учетом особых подопечных – спецконтингента из исправительной колонии). «В основном у нас учатся дети из неблагополучных семей, трудные подростки, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. Половина учеников – работающие люди, в свое время по каким-то причинам не сумевшие окончить среднюю школу. Например, на моей памяти у нас была 45-летняя ученица: у нее девятилетнее школьное образование, колледж она в свое время бросила, но по работе потребовали окончить 11 классов», – рассказывает о своих подопечных исполняющая обязанности директора Ивановской вечерней школы Лидия Гагарина. Говорит, послаблений для учащихся в ее учреждении не делают: прогулы заставляют отрабатывать, домашние задания спрашивают строго, оценивают объективно. Вероятно, потому уже который год число не сдавших главный школьный тест – единый госэкзамен – уменьшается.

«Мне не нравилось учиться в обычной школе: занятия утомляли, делать уроки не хотелось. Друзья рассказали, что есть вечерняя школа и там проще учиться, ходить с раннего утра не надо. Так вот после девятого класса я доучилась в вечерке и поступила потом в Ивановский фармколледж», – рассказала 23-летняя ивановка Светлана Абрамова. К слову, девушка из полной и вполне благополучной семьи, на учете в ПДН никогда не состояла. Сейчас работает в аптеке и получает неплохую зарплату.

Конечно, этот случай – скорее исключение, чем правило. «Обычно ученики еле-еле досиживают до конца урока: ведь у многих дома малые дети, а кого-то за дверью школы ждет парень, тут уж не до учебы», – говорит Лидия Гагарина. Потому, объясняет она, и досуговых мероприятий в школе не проводят – у каждого ученика дома то еще развлечение… «Я считаю, что вечерние школы и сейчас необходимы. Несмотря на то что всеобщий уровень образованности за последнее время вырос, до сих пор остаются люди, которые не могут получить образование в другом месте», – отмечает Лидия Юрьевна.

Хирургами и офицерами выпускники теперь не становятся

Южская вечерняя школа хоть и занимает первые места в смотре-конкурсе среди подобных учреждений, живет, что называется, в условиях повышенной экономии. «Года четыре назад была специальная программа развития образования – по ней нам выделялись неплохие средства. Сейчас же приходится считать копейки. Мы бы рады сделать ремонт, обновить учебную базу, но, увы…» – делится директор учреждения Татьяна Денисова. Сейчас в Юже 162 ученика. Основной контингент – осужденные, отбывающие наказание в исправительных колониях. Естественно, в школу их из мест заключения никто не отпускает: учителя сами приезжают. Много и работающих учеников: трудятся они на котельных, в магазинах. «Раньше учеников было больше – по 200300 человек. Им было необходимо среднее образование, чтобы поступить в ПТУ. Сейчас же в училища берут и с девятью классами», – говорит Татьяна Геннадьевна.

 

В Ивановской вечерней школе с учеников спрашивают довольно строго.

К слову, вспоминает директор, за годы существования учреждения (а это 74 года) выбилось в люди немало умных выпускников вечерней школы: кто-то стал известным в районе хирургом, кто-то – офицером Военно-морского флота. Тогда как среди нынешних подопечных «знаменитостей» нет. Правда, несколько лет назад учился один предприниматель, да так и бросил: мол, некогда над химией и биологией корпеть, надо деньги зарабатывать.

«Вообще, к трудным подросткам, к спецконтингенту нужен особый подход: все наши педагоги в этом плане опытные, хорошие психологи. А иначе никак: ведь зачастую беседы «о жизни» приходится вести не только с учениками, но и с их родителями, выходить на дом», – рассказывает Татьяна Денисова. По ее словам, в небольших городах и отношения с такими семьями попроще: почти все друг друга знают. Подростки не грубят педагогам – скорее, наоборот, относятся как ко вторым матерям, по-доброму, тогда как в ивановской вечерке отметили, что ученики здесь бывают несдержанными, когда и крепким словцом учителя одарят.

Лишь бы не сесть за парту с собственным сыном

Но не всегда за парты в вечерках садятся именно хулиганы. Некоторые ребята, окончив девять классов, идут сюда, так как попросту не находят общий язык с ровесниками или учителями в школе обычной. И, если система вечерних школ будет окончательно свернута, таким ребятам придется трудно.

Контингент учащихся
вечерних школ региона
Учащиеся Показатели
Возраст от 15 до 18 лет 56%
Возраст старше 18 лет 44%
Проживают в полных
семьях (из числа
несовершеннолетних)
30%
Состоят
на внутришкольном учете
11%
Состоят на учете в ПДН 15%
Работающие (из числа совершеннолетних) 93%

Это относится и ко взрослым людям. Большинство из таких учеников вечерних школ высказали, в принципе, схожее мнение: ходить в школу, которую, возможно, посещают твои же дети или дети твоих знакомых, просто-напросто будет стыдно. «Одно дело, сидеть за партой с 16-летними, и совсем другое – прийти в класс, где по соседству занимаются малыши. Лично я не готов к этому морально», – рассказал один из учеников вечерней школы. Он попросил не называть своего имени, потому что даже от своих родных, не говоря уже про коллег, мужчина скрывает, что в тридцать с хвостиком снова сел за школьную парту. Желанный аттестат, надеется наш аноним, позволит поступить ему в училище.

По мнению педагогов таких школ, сама обстановка в классах помогает «трудным» подросткам стать «попроще». Ведь когда взрослые одноклассники делятся своим опытом, своими успехами и ошибками, то вчерашние девятиклассники, бывшие нарушители дисциплины, начинают иначе смотреть на мир. Меняется система их ценностей. Если раньше они «хвастались» количеством выпитого пива, то нынче принято гордиться собственным заработком и теми возможностями, которые эти средства дают.

Комментарий
Марина Князева, замначальника департамента образования: - Сегодня на территории области работает пять вечерних школ (в Иванове, Кинешме, Кохме, Тейкове и Юже), а также областная вечерняя школа, расположенная на территории исправительной колонии № 4 в Октябрьском Кинешемского района.
В 2015 году школу в Кинешме, находящуюся на территории ИК-3, присоединили к областной. В прошлом году была ликвидирована вечерняя школа в Вичуге, в этом закрытий не запланировано.
Основной контингент обучающихся в таких учреждениях по-прежнему составляют совершеннолетние работающие граждане, по разным причинам не получившие основного или среднего общего образования, а также несовершеннолетние, попавшие в трудную жизненную ситуацию.

 

 

Полная версия