Анна ХОХЛОВА: «Быть нужным людям - это счастье»

25 октября 2016 10:37

Представляем вам победителя престижного российского конкурса – педагога-психолога МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 6 городского округа Шуя». Со своей авторской программой она приняла участие в форуме психологов системы образования России «Обучение. Воспитание. Развитие». По его итогам удостоена грамот Министерства образования и науки и общественной организации «Федерация психологов образования России» в номинации «За высокий профессионализм в психологическом сопровождении педагога» и

Педагогический стаж Анны Хохловой более семи лет. Последние три года она активно участвует в конференциях, форумах различных уровней. Первоначально она осваивала профессию специалиста по сервису и туризму в ИГТА, но уже на третьем году обучения поняла, что настоящее ее призвание – работа с детьми, и получила образование по специализации «Педагогика и психология». Наверное, немаловажную роль сыграли примеры двух бабушек: Тамары Сергеевны, педагога начальных классов, и Любови Мефодьевны, прошедшей путь от рядового воспитателя до заведующей детским садом.

«Для того чтобы стать высококвалифицированным специалистом, недостаточно иметь образование по специальности, необходимо постоянно развиваться и идти в ногу со временем, – считает Анна Николаевна. – Мне интересен любой опыт в образовательной сфере, я продолжаю учиться».

Анна Николаевна рассказала нам, почему педагог-психолог нужен не только детям, но и педагогам; о взаимоотношениях с родителями, об адаптации детей и силе науки психологии.

Чтобы педагоги не «выгорали»

 - Работаю со всеми участниками образовательного процесса – то есть это не только дети, но также их родители и педагоги. Я разработала и апробировала программу по профилактике эмоционального выгорания педагогов «Радуга эмоций». Ведь сейчас в связи с модернизацией образования им приходится предельно быстро конструктивно меняться в весьма напряженных условиях. Заботясь об эмоциональном комфорте для детей, педагоги чаще всего забывают о своем собственном психологическом здоровье.

Программа рассчитана на четыре месяца и была успешно апробирована на базе нашего дошкольного учреждения. Наблюдается явная положительная динамика в психоэмоциональном состоянии педагогов: повысилась самооценка, мотивация к развитию и совершенствованию. На всероссийском психологическом форуме я как раз представляла мастер-класс по этой программе и после этого была приглашена для участия в семинаре-мастерской. Рада, что мой опыт был рекомендован Минобрнауки России для внедрения в образовательные учреждения нашей страны.

Как приучить ребенка к детскому саду

 - Работаю с детьми в возрасте от полутора лет. В нашем большом садике, который посещают 350 детей, действуют сразу три адаптационные группы. Главное для меня – в каждом ребенке увидеть особенное, понять его чувства, помочь ему. Надо учиться ценить каждого просто за то, что он родился и живет в этом мире.

Адаптационный процесс ребенка с первого же дня сопровождают воспитатель, педагог-психолог и медсестра. Он находится под постоянным наблюдением. На каждого ребенка я составляю лист адаптации. Считается, что, если ребенок привык к детскому саду в течение 21 дня, это легкая степень адаптации, от 21 до 45 дней – средний уровень, более 45 дней – тяжелая, сложная адаптация. Мама до поступления ребенка в сад была с ним каждую минуту, поэтому этот период очень сложен для него: новые социальные связи, ребенок порой теряется в коллективе и плачет... Чтобы он постепенно вошел в ритм детсадовской жизни, мы организуем специальные занятия.

Для каждого малыша – индивидуальный план развития

 - С каждым новым годом работы в дошкольном учреждении я с сожалением замечаю всё больше детей, речевое развитие которых не соответствует возрастным особенностям. Скажу больше: существующие в психологии критерии уровня развития активной речи у детей разного возраста на практике сейчас совершенно другие. Поэтому для каждого у меня разработан индивидуальный план развития, даю рекомендации и родителям. Хотела бы напомнить, что по новым образовательным стандартам родители – активные участники образовательного процесса. Прошли те времена, когда папа или мама просто приводили ребенка в садик, где с ним были обязаны «заниматься» воспитатели. За время работы с детьми я поняла, что взрослые ответственны за то, какими вырастают дети. «Лучший способ сделать детей хорошими – это сделать их счастливыми» – так говорил Оскар Уайльд.

Работая с особенными детьми, я не перестаю удивляться их способности радоваться жизни. Я счастлива, когда эти дети продолжают обучение в обычной школе. Для достижения таких результатов мы работаем вместе с родителями – идем от одной крохотной победы к другой.

Но есть и другие ситуации. По результатам диагностики и консилиума иногда советуем родителям определить ребенка именно в коррекционную школу. Ведь в коррекционной школе он также получит знания и специальность, но по индивидуальной программе, с учетом особенностей.

 - Я люблю свою работу, рада, что могу помочь ребенку и его родителям, вижу эмоциональный отклик в процессе работы. Счастье – когда ты нужен и полезен людям – такими словами завершила Анна Николаевна наш разговор. – Рада, что могу передать свой опыт и наработки коллегам по всей стране. Благодарна департаменту образования Ивановской области за то, что регулярно организуют для нас выезды в другие регионы для обмена опытом.

Полная версия