«Поймала хочуху» за длинные уши
Первая пара ушастых появилась у нее 13 лет назад. «Мы гуляли с дочкой по рынку на Рабочем поселке, а там кроликов продавала какаято бабушка, – вспоминает Галина Александровна. – И один из них сам запросился к нам – высунул голову из коробки и смотрел, словно говорил: «Возьмите меня».
Кролик оказался крольчихой, девочкой. У другой бабули в тот же день подобрали ей в пару мальчика. Дома выпустили кроликов на веранду, где они и бегали две недели. Затем соорудили клетки. В то время Галина Егорова ушла с работы на инвалидность и могла посвящать питомцам всё свое время. Ночами пропадала у клеток. «Забота о животных мне очень помогла, – рассказывает она. – Идешь к ним – забываешь про все свои болячки. Они заставляли двигаться: как бы плохо тебе ни было, надо выходить, кормить-поить, проверять, всё ли в порядке».
Приблизительно через год ей предложили породистых кроликов-калифорнийцев. Женщина решила заниматься их разведением и выращиванием в более широких масштабах. Хотела изучать и приобретать всё новые породы. «Кролиководы в таких случаях говорят: «Поймала хочуху!» – улыбается Галина Александровна. И перечисляет: «Есть у меня порода Большое Светлое Серебро, много Баранов разных окрасов (мадагаскар, гавана, изабелла, голубой, рыжий и другие), Ризены... Кстати, Ризены – самые крупные среди кроликов. У моих вес от 7 до 9,5 килограмма».
И всё-таки любимой породой остались калифорнийцы. Первая любовь – что тут скажешь!.. Вообще-то в наших условиях «практически все породы приживаются нормально: новозеландские, калифорнийские, немецкие, французские… Лишь бы не было сырости, сквозняков и порченых кормов».
В 2012 году пережили эпидемию
По профессии Галина Егорова – бухгалтер-экономист, всю жизнь работала в торговле. Но за то время, что держит кроликов, научилась очень многому: например, освоила навыки ветврача. А как же иначе? «Чтобы животные были здоровы, с крепким иммунитетом, надо уметь делать прививки, разбираться в лекарствах. В 2012 году среди кроликов началась эпидемия. Я поехала во Всероссийский НИИ ветеринарной вирусологии и микробиологии в поселок Вольгинский Владимирской области. Вирусологи дали мне вакцину, которая предотвратила мор», – рассказывает моя собеседница.
Выгодно ли разводить кроликов? Отвечая на вопрос, Галина Александровна не скрывает, что на первоначальном этапе это дело очень трудоемкое и затратное. «Для моих кроликов (а их около 400) в месяц требуется 70 мешков комбикорма по 350400 рублей каждый и 50 кип сена по 100-150 рублей, – подсчитывает Галина Егорова. – Это не считая затрат на воду, электричество и вакцины, а также на устройство клеток». (Кстати, всё «кролиководческое хозяйство» Егоровой умещается на участке, прилегающем к частному дому.)
Приходится тратиться и на пополнение поголовья. Цены варьируются в зависимости от породы: «Взрослого кролика можно купить от 2 до 20 тысяч рублей. Например, Венские кролики стоят по 7 тысяч...»
Шкурки больше не нужны
Но со временем увлечение действительно может стать хорошим подспорьем семейному бюджету: «У нас никогда не переводится крольчатина, тушенку делаем… Продукты посылаем даже дочке, которая живет с семьей в Москве».
Любопытная деталь: два сына дочери, внуки Галины Александровны, серьезно занимаются тхеквондо: 20-летний Алексей – чемпион России и серебряный призер международных соревнований, 14-летний Александр – серебряный призер Европы. Бабушка уверена, что свою роль здесь сыграли и присылаемые им гостинцы: «Кроличье мясо очень полезно»…
Галина Егорова сожалеет, что сейчас нигде не востребованы шкурки. В советское время их можно было сдать очень выгодно: 1-го сорта – по 5 рублей, 3-го – по 3 рубля за штуку... Зато зверьков принимает Ивановская станция переливания крови, где их используют для проверки лекарств. «Конечно, плачу с этого налоги»...
«Без кроликов нам было бы сложно выжить, – констатирует наша землячка. – Пенсия-то у меня невелика».