Рафик Байрамов зарабатывает на жизнь крестьянским трудом, владея небольшим подворьем в 0,33 гектара. Держит скотину, заготовляет и реализует корма, имеет большой огород. Одним словом, труженик.
Есть у него давняя мечта: распахать соседние пустоши, окружившие его хозяйство. На них растут сорная трава, кустарник, а то и молодые рощицы.
«Восемь лет я пишу письма в различные районные инстанции, – говорит настойчивый сельский житель. – Но ничего не получается, до сих пор я малоземельный, хотя в нашей округе море неиспользованной пашни».
Начальник отдела сельского хозяйства администрации района Ольга Шашунова, к которой журналист «ИГ» обратился за комментарием, удивилась, услышав о мытарствах «островитянина». «К нам Байрамов не обращался. В районе есть фонд перераспределения сельхозземель, пашня (конечно, уже запущенная) в Марковском поселении есть. Это земли СПК «Кулеберьевский», который уже не ведет хозяйственную деятельность. Пусть обращается, оформляет документы».
На встрече губернатора Павла Конькова с руководителями ведущих аграрных районов области в Родниках прозвучала мысль о том, что подобные ситуации возникают во всех сельских муниципалитетах.
Уровень владения знаниями Земельного кодекса у селян очень низкий. Вот и в Родниках местный фермер жаловался руководителю региона на то, что не может получить землю под свою ферму, купленную еще в 1990-е годы. При этом он тоже не делает даже попытки юридически оформить свою недвижимость и узаконить пашню.
Селяне зачастую не знают и о поправках в федеральном законодательстве, позволяющих изымать землю у неэффективных собственников и по решению судов передавать ее в муниципальные фонды.
Павел Коньков призвал муниципалитеты всех уровней теснее работать со всеми категориями сельских тружеников, помогать областной власти и Россельхознадзору выявлять нерадивых собственников, а также активней работать с «латифундистами», «оказывая давление на земельный рынок, чтобы они задумались о целесообразности сохранения угодий».
В адрес созданной в регионе группы по мониторингу поправок в Федеральный закон об изъятии неиспользуемых сельхозземель поступило первое предложение: в разы увеличить налог на такие площади.
Цифры и факты |
По данным Россельхознадзора, в регионе не используется более 400 тысяч гектаров земель сельхозназначения или половина от имеющихся, из них 300 тысяч – пашня. А возвращено в оборот лишь 11 гектаров. У надзорного ведомства не хватает специалистов: здесь всего пять земельных инспекторов. Проблему надо решать сообща силами федеральных структур, области и муниципалитетов. |