Беды и надежды сельской медицины

26 июля 2016 14:46

Образ сельского врача у многих ассоциируется с подвижничеством и мужеством – так уж нас приучили классики русской литературы. Удивительно, но за сто прошедших лет мало что изменилось. И сегодня по-прежнему шагают по пыльным деревенским дорогам с чемоданчиком в руках женщины, посвятившие свою жизнь сельской медицине…

В селе даже делали рентген

Дорога, ведущая к Дуляпину Фурмановского района, может стать настоящим испытанием для человека, привыкшего к ровному асфальтовому покрытию городских магистралей. Машину немилосердно трясет на ухабах. Хотя кое-где встречаются ровные участки. Тогда можно перевести дух и полюбоваться неброскими, но гармонично-прекрасными видами русской природы.

Дуляпино – довольно большое село, но выглядит запущенным. То и дело встречаются заброшенные и полуразрушенные здания, на обочинах дороги – некошеная трава…

Офис врача общей практики резко контрастирует с окружающими постройками: это красивое двухэтажное здание в старинном стиле с красной круглой башенкой. Здесь нас встречает врач Надежда Тихомолова. Именно на плечах этой немолодой уже женщины держится всё медицинское обслуживание самого села и нескольких окрестных деревень.

«Я переехала в Дуляпино в июне 1979 года, сразу устроилась в местную амбулаторию и с тех пор места работы уже не меняла», – начинает свой рассказ Надежда Всеволодовна. – В те годы Дуляпино было большим и процветающим селом. Работала фабрика «Красный дуляпинец», откормочный совхоз. Медицинскую помощь населению оказывали в амбулатории, которая тогда располагалась в старом деревянном здании. Также был круглосуточный стационар на 35 коек, где выполнялись операции, собственный рентгенологический кабинет. Всё рухнуло в 90-е годы: фабрика закрылась, совхоз обанкротился. Молодежь начала массово уезжать на заработки. Из тех, кто остался, многие спились».

Некоторое время амбулатория еще продолжала работать по старинке, но постепенно стало понятно, что содержать ее со всеми стационарными койками и штатными единицами нерентабельно. В 2008 году было принято решение о закрытии и создании в селе офиса врача общей практики. Его открыли в доме фабриканта Малахова постройки 1853 года.

С внешним миром связывает старенький уазик

Вместе с Надеждой Всеволодовной мы поднимаемся по старинным лестницам с витыми чугунными перилами. В здании до сих пор сохранились уникальные витражи. И вообще понятно, что фабрикант Малахов строил этот дом на века: спустя 160 лет он попрежнему великолепен. А вот косметический ремонт здесь явно не был бы лишним. «И это при том, что его делали не так уж давно – в 2008 году. Но всё как-то наспех. Например, внешние стены здания штукатурили в январе. Конечно, они тут же облупились. А вестибюль зачем-то оклеили бумажными обоями, которые теперь отходят пластами», – с сожалением констатирует врач.

Надежда Тихомолова:«Подростки должны знать о подстерегающих их опасностях».

Но дело не только в косметическом ремонте. Вместе с хозяйкой офиса мы проходим по комнатам, где когда-то были стационарные палаты, отделение сестринского ухода, кабинет физиотерапии. Сегодня эти помещения пустуют. А ведь еще три года назад они использовались по назначению. «При открытии офиса у нас было восемь круглосуточных коек дневного стационара, теперь остались только три дневного, – говорит Надежда Тихомолова. – Но самое печальное, что закрыли отделение сестринского ухода, которое было востребовано среди наших стариков».

Сегодня в офисе врача общей практики оказывают только амбулаторно-поликлиническую помощь: послушать, померить давление, снять ЭКГ, взять самые необходимые анализы. Раз в месяц в Дуляпино приезжают стоматолог, гинеколог, окулист и эндокринолог. Другие виды медицинской помощи можно получить только в Фурмановской ЦРБ. В экстренных случаях дуляпинцы вызывают «скорую помощь». Хорошо еще, что при офисе действует аптечный пункт.

«Наверное, вся эта реорганизация в целом оправдана: невозможно в небольшом селе содержать полный штат сотрудников и оснащенное аппаратурой здание», – говорит Надежда Тихомолова. И всё же существующая система пока не совсем отлажена. Например, связь с внешним миром в этом офисе осуществляется только с помощью одного старенького уазика-«буханки», который часто ломается. По словам врача, спасает то, что машину бессменно обслуживает один человек. «Вы ведь знаете, что в одних руках техника всегда служит дольше. Когда же наш уазик всерьез выходит из строя – а такое в последнее время случается всё чаще – шофер возит нас и больных на своей машине».

Но даже не это беспокоит нашу героиню больше всего: новая машина, в конце концов, дело наживное. А вот людские кадры не купишь ни за какие деньги. «Мне уже 67 лет, мой сертификат будет действовать еще два года. И я всерьез задумываюсь, стоит ли мне его продлять. Ведь годы берут свое. Но я с тревогой думаю о том, кто меня заменит. Кто приедет работать в село, пусть даже на приличную зарплату, когда врачей не хватает даже в городах?»

Надежда Всеволодовна провожает нас, стоя на пороге своего офиса. Пока он находится в надежных, опытных руках. Но сколько еще лет сможет эта хрупкая женщина тянуть лямку сельского доктора?

Для сдачи крови едут в Фурманов

Наша вторая героиня, Надежда Цыганова, заведует фельдшерско-акушерским пунктом в Хромцове. Село расположено буквально в десятке километров от Дуляпина, но контраст сразу же заметен. И не только потому, что в Хромцове есть многоэтажные дома, которые всегда придают какой-то уют. Здесь чувствуется дыхание молодой жизни: на улицах можно увидеть мам с колясками, гуляющую ребятню. А всё дело, очевидно, в том, что в этом селе у жителей есть постоянная работа. Градообразующее предприятие, Хромцовский карьер, обеспечивает заработком почти всё местное население.

Местный ФАП и аптечный пункт располагаются прямо в здании сельской администрации. Надежда Цыганова – улыбчивая, приветливая женщина с лучиками у глаз: не нужно ходить к физиогномисту, чтобы понять, что перед нами – самая настоящая оптимистка.

«Я считаю, что медицинское обслуживание у нас налажено не хуже, чем в городе. Конечно, неплохо было бы иметь полный спектр услуг прямо здесь, но мы же всё понимаем, что это невозможно. Главное – правильно наладить работу», – говорит Надежда Валерьевна. Как это делается, она знает: ведь фельдшер Цыганова проработала на одном месте уже 40 лет. Сначала в амбулатории, а потом и в ФАПе.

Фактически работа фельдшера в ФАПе мало чем отличается от работы врача общей практики: те же приемы, вызовы на дом, выписки назначений. Правда, сюда помимо узких специалистов ежемесячно приезжают терапевт и педиатр. И своей лаборатории в Хромцовском ФАПе нет – жители ездят сдавать анализы в Фурманов. «На анализы мы записываем по телефону, так как компьютера у нас, к сожалению, нет. Но проблем обычно никаких не бывает», – говорит Надежда Валерьевна.

До окрестных деревень приходится ходить пешком

А еще в Хромцовском ФАПе нет собственного транспорта, даже скутера. «Мы писали заявку несколько лет назад, но нам скутер не достался», – вздыхает Надежда Цыганова. И это, пожалуй, единственное, что ее расстраивает в работе. Ведь ФАП обслуживает не только население самого Хромцова, но и близлежащие деревни – Новинки и Душилово. До каждой – 7-10 километров. На вопрос, как фельдшер и ее верная коллега, медсестра Валентина Груздева добираются до них, женщины только улыбаются: «Очень просто – пешком. Иногда повезет, пройдет рейсовый автобус. Ничего, пешие прогулки полезны для здоровья, особенно в нашем возрасте».

А у нас при этих словах опять возникает тревожное чувство: что будет, когда эти женщины уйдут на заслуженный отдых? Неужели молодой специалист, приехавший из города, согласится отмерять километры ногами, чтобы сделать укол старенькой бабушке из деревни Новинки? «Говорят, что в Государственной думе готовится закон, по которому фельдшер, согласившийся работать в сельском ФАПе, сможет получить 500 тысяч рублей. Может, эта программа будет успешной?» – вопрошает наша героиня.

Сельская медицина всегда держалась на подвижниках – таких, как эти две женщины, две Надежды, которые отдали все свои силы и знания на благо людям. Они пережили и невыплаты зарплат в 90-е годы, и всевозможные реорганизации. Они продолжают работать и сейчас, хотя обе могли бы давно выйти на пенсию и спокойно отдыхать, потому что знают: их уход может разрушить налаженную систему. А пока они работают, мы можем надеяться, что сельская медицина переживет эти непростые времена.

Полная версия