Ведущий показатель – протеин
- Любовь Леонидовна, каковы основные критерии качества фуража?

Любовь Дорофеева.
- Они изложены в государственных стандартах по основным видам кормов, на основании которых им после химического анализа в лаборатории присваивается классность. Для каждого из них они разные. Но ведущим показателем для всех разновидностей растительного фуража является содержание протеина в сухом веществе. К примеру, возьмем сено. Первый класс здесь – это наличие протеина от 13 до 15%, второй – 10-13%, третий – 9-10%. Всё, что ниже, – это неклассное сено, низкого качества.
Первоклассный фураж должен также содержать не более 33% клетчатки. Учитываются и данные по обменной энергии, еще несколько параметров.
Образцы для анализа сена урожая 2016 года в нашу лабораторию только начали поступать. Но можно сказать по прошлогодним итогам, что, к сожалению, в нашей области 84% этого фуража – неклассное. Даже в исследованных пробах, привезенных из Гаврилово-Посадского района, нет высококачественного, то есть сена 1-2-х классов. Зато в Шуйском районе оно занимало, соответственно, 10,3 и 30%. Качественные рулоны закатывают в семи муниципальных образованиях.
Силос сохраняет больше питательных веществ
- Эта тенденция сохраняется и в этом году – хозяйства региона предпочитают силос?
- «Ивановская газета», ссылаясь на сводку департамента сельского хозяйства, 8 июля сообщила, что в регионе заготовлено 18,3% сена от плана. Тогда как силоса – 41%. При этом задание по грубым кормам в пять раз меньше, чем по сочным. В десяти районах вообще не ведут сенокос. Прибавили на сенокосе гавриловопосадцы, которые в этом году наметили закатать 6514 тонн. И уже выполнили свое задание более чем наполовину.
Корма растительного происхождения – основа при кормлении крупного рогатого скота, несмотря на различные добавки. Внимание к силосу объясняется тем, что потери питательных веществ из зеленой травы при его заготовке наименьшие: всего 20-25%, тогда как при сене после сушки – до 40%. Фактически силос – основной корм для ферм региона. И технология силосования в лучших хозяйствах давно отработана.
Крупные сельхозпредприятия, где скот на беспривязном содержании без выпаса, предпочитают завозить на комплексы «зеленку» летом, а зимой – силос. Но и сено запасают. А вот палехское СПК «Подолино» вообще от него отказалось, но это не мешает хозяйству получать высокие надои.
С другой стороны, личные подсобные хозяйства заготовляют исключительно сено: для небольшого поголовья этот корм эффективней.
- С качеством силоса в области дела обстоят лучше?
- Да, это так. 50% сочных кормов в регионе в прошлом году были первого класса, 31% – второго и всего семь низкого качества. Здесь молодцы палешане и тейковчане. У них 100% силоса – первого класса. У савинцев такая же цифра, но по второму классу. Всего 6% зеленой массы 3-го класса в траншеях гавриловопосадских хозяйств. Если иметь в виду, что у гавриловопосадцев самые большие объемы фуража, – это хороший результат.
Коси, коса, пока трава молода
- Качество кормов во многом зависит от сроков уборки травы и от ее видов?
- Травяные корма для животных должны быть только первого и второго классов – иначе хозяйства просто выбрасывают деньги на ветер, напрасно затрачивая их на ГСМ. Многое, если не всё, зависит от сроков проведения зеленой жатвы. Ее нужно проводить за две недели. Ведь один день задержки ведет к потере одного процента кормовых единиц и сырого протеина. А содержание плохо усвояемой животными клетчатки, наоборот, повышается.
Для получения высококачественного фуража, нужно скашивать травы в оптимальные фазы развития растений. Злаковых – в фазы «выход в трубку», «начало колошения» – в этом году она началась 10 июня. Бобовые дают наибольший выход биологически полноценных питательных веществ во время «бутонизации».
- Иначе травы грубеют, уходят в стебель?
- Наибольшее количество протеина содержится в листьях, а если трава перерастает, их становится меньше. К примеру, в листьях бобовых протеина в два раза больше, чем в стеблях.
Специалисты станции анализируют и состояние травостоя к уборке, отобрав в этом году пробы зеленой массы с полей в 30 хозяйствах. К сожалению, государство выделяет средства только на 100 проб качества кормов и травостоя. Для контроля и повышения продуктивности скота нужно вкладывать средства и в лабораторные анализы. Это регулярно делают гавриловопосадские, родниковские и шуйские хозяйства. В том числе и поэтому здесь получают хорошие результаты в молочном животноводстве.
Сенаж требует дополнительных затрат
- Любовь Леонидовна, мы не поговорили еще о сенаже. Насколько он полезен?
- Сторонником сенажа, то есть подвяленной травы, закладываемой в траншеи при влажности не более 60%, был мой учитель по Ивановскому сельхозинституту профессор Николай Иванович Белоносов, говоривший, что «этот корм из молодых зеленых растений» максимально сохраняет полезные вещества. Однако он требует строгого соблюдения технологии его затовления, в частности затрат на герметизацию траншей и усиленную трамбовку. Наверное, и поэтому хозяйства редко им занимаются. К нам привозят на анализ образцы под видом сенажа, но чаще всего это оказывается самый настоящий силос.
Сегодня некоторые сельхозпредприятия пробуют выращивать сахарное сорго и заготавливать из него силос. Известен и другой вид прогрессивного корма – силаж. Это нечто среднее по содержанию влаги между силосом и сенажом.
- Вы сказали, что за качеством кормов следят немногие хозяйства региона. А какие из них можно отметить с положительной стороны?
- Это, конечно же, племзавод имени Дзержинского (Гаврилово-Посадский район), колхоз имени Арсения (Шуйский), племзавод «Ленинский путь» (Пучежский), СПК «Возрождение» (Родниковский). Данные хозяйства тесно сотрудничают с нашей лабораторией даже в определении в кормах содержания микроэлементов. Хочу отметить и когда-то не аграрный район – Савинский. К примеру, СПК «Савино», «Родина» и «Панинское».
Неслучайно эти хозяйства являются лидерами в животноводстве области. Нам вместе со всеми сельхозпроизводителями области нужно переломить ситуацию и резко улучшить качество кормов.