Участники рейда проверяли наличие товаров местных торговых марок на прилавках магазинов «Как раз» на улице Хлебникова и «Окей» в ТЦ «Тополь». Региональная сеть магазинов «Как раз», по словам директора департамента экономического развития и торговли Александра Лодышкина, наиболее активна в работе с местными производителями. «Ивановская продукция здесь составляет около 45% по отдельным группам товаров, – поясняет Александр Валерьевич. – Есть специальный фермерский уголок, где представлены продукты от фермеров Шуи, Южи, Лежнева и Приволжска. Губернатор поставил задачу довести количество местной продукции в магазинах до 60% от представленного ассортимента, но пока эту планку перешагнули только хлебные изделия (75%) и яйцо (65%)».
К сожалению, по некоторым позициям ивановцы не могут конкурировать с другими регионами. «Например, у нас никто не производит ультрапастеризованное молоко, которое пользуется спросом у некоторых покупателей, – говорит директор магазина «Как раз» Анна Анохина. – Очень бедно представлена линейка кисломолочной продукции (творожки, сырки, йогурты). При этом не все покупатели знакомы с местным ассортиментом. Поэтому мы стараемся выделять его специальными стопперами, но эта работа только начата».
Да, местная продукция в «Как разе» помечена значками «Покупай ивановское» и «Настоящее рядом», но среди разнообразия других товаров эта маркировка в глаза не бросается. Больше того, участники рейда без помощи директора магазина так и не смогли отыскать среди конфет продукцию кондитерской фабрики «Красная Заря». Помадки всё же нашлись, но определить производителя расфасованных вручную конфет не удалось. Ценник на полиэтиленовом пакете отражал только наименование, вес и стоимость…
В федеральной сети «Окей» ивановская продукция еще больше растворилась среди разнообразия ассортимента на бескрайних просторах супермаркета. Справедливости ради заметим, что и здесь есть стопперы «Товары местного производства». Но, сделанные в невыразительной цветовой гамме, они выглядели незаметным штрихом интерьера.
Инспектирующим показалось странным, что в таком крупном магазине совершенно нет ивановских яиц и мяса (в том числе курятины). Директор департамента сельского хозяйства Евгений Астафьев не склонен делать из этого вывод о наличии у крупных федеральных сетей «заговора» против местных производителей, «но то, что им очень сложно зайти в крупные сети, – это факт. Мы убеждаем торговые сети расширять ассортимент и активнее взаимодействовать с местными производителями, организуя пробные закупочные сессии, но, к сожалению, административного ресурса и других рычагов воздействия у нас нет».