От смерти спасла вахта

28 июня 2016 14:05

В этом году мы отмечаем скорбную дату: 75 лет назад началась Великая Отечественная война. 22 июня, ровно в 4 часа… А 24 июня 1941 года у моего отца, Бориса Великосельского, был день рождения: ему исполнялось 19 лет.

Он был счастлив. Еще бы: перешел на второй курс Высшего морского инженерного училища в Ленинграде, о котором мечтал; получил звание старшины 2-й статьи и теперь в Финском заливе, под Нарвой, проходил летнюю практику.

Война для курсанта началась с бомбежки: на бреющем полете немецкие летчики-асы обстреливали не защищенные броней учебные суда с 18-летними моряками. Многие погибли сразу. Отец уцелел, так как нес вахту в машинном отделении. Выскочив оттуда к трапу, он тут же оказался под телами падающих с палубы убитых товарищей.

Оставшиеся в живых смогли высадиться на берег и несколько дней держали оборону под Кингисеппом Ленинградской области, сдерживая наступление немцев. Здесь под минометным огнем полегло много курсантов (в живых осталось 15 человек). Всеобщего любимца, силача Костю, который играючи мог поднять двух здоровых парней за флотские брючные ремни, разорвало на куски. Их пришлось собирать в ведро, чтобы похоронить друга…

А 1 июля при отступлении Борис Великосельский был тяжело ранен в верхнюю часть бедра. Двое его друзей завалили раненого ветками, дали парабеллум с одним патроном, сказали: «Жди. Вечером за тобой придем…»

И они действительно пришли. Отец был без сознания. Нога, перетянутая жгутом, посинела. Каким-то непостижимым образом ребята вынесли его на плащ-палатке, дотащили до вокзала, погрузили в поезд, шедший в Ленинград. Спасибо им!

А потом был госпиталь, ампутация, голод, холод. Машина, вывезшая из блокадного Ленинграда по Дороге жизни поседевшего юношу на костылях.

Ему очень повезло: он остался жив. Окончил И вановский текстильный институт, стал инженером, женился, воспитал дочь, внука и дожил до правнука. Инвалид Великой Отечественной, он с 19 лет старался жить так, как будто костылей у него нет: плавал, нырял с вышки, в два-три прыжка мог догнать уходящий трамвай и вскочить внутрь, на площадку, делал очень красиво стойку на руках (сохранился любительский снимок, где мой отец стоит вниз головой на перилах моста у городской бани), поднимал – вместо гири – десятилетнюю дочку, сидящую у него на ладони.

Папу щедро одарила природа: он был красив, умен, образован, хорошо пел и аккомпанировал себе на фортепиано, обладал потрясающим чувством юмора. Это был лидер во всём, руководитель (главный инженер) сначала Новгородского, потом Ивановского облместпрома, областных Совнархоза, Госснаба РСФСР. Его хорошо знали в нашем городе, уважали и любили в коллективах, где он работал.

Отца не стало в 1998 году. Он достойно прожил очень непростую жизнь, был для нас, его родных и друзей, практически недосягаемым примером.

В канун 9 Мая мы с сыном достали папины фотографии разных лет и шкатулку с военными наградами: два ордена Великой Отечественной войны I и II степени, «За победу над Германией», «Ветеран Балтийского флота» и самая значимая и любимая – «За оборону Ленинграда».

Полная версия