Комиссия за коммуналку - по законам рынка

28 июня 2016 11:43

Вопрос о взимании комиссионных при оплате коммунальных услуг остается в подвешенном состоянии. Деятельность платежных агентов, как выяснилось, неподотчетна никому. Это самостоятельные юридические лица, которые вольны устанавливать любую цену за свои посреднические услуги.

Наименьший процент берут банки

На сегодняшний день комиссия «за коммуналку» у разных платежных агентов составляет от 1 до 3%. Самый низкий процент, как ни странно, у банков. Так, например, при оплате через «Бинбанк» комиссия за перечисление платежей составляет 1% (независимо от способа оплаты), в Сбербанке – тоже 1%, но только для владельцев карт банка, которые переводят деньги посредством онлайн-сервиса. При оплате наличными через банковские терминалы также действует однопроцентная ставка, но с оговоркой, что минимальный комиссионный сбор составляет 30 рублей (заплатить двадцатку за куб холодной воды, например, при таких условиях невыгодно). А если вы в Сбербанке решите при оплате квитанций воспользоваться услугами операционно-кассового работника, с вас возьмут 3% (минимум 30 рублей, максимум 2000). Это самый дорогой тариф в регионе. В Россельхозбанке берут 1% (правда, минимум – 40 рублей) при безналичной оплате и 1,5% (минимум 50), если будете платить наличными.

Расценки могут зависеть от компаний

Расчетно-кассовые пункты в Иванове принадлежат двум компаниям – ГПС (городская платежная система) и ЕРЦ (единый расчетный центр). Первые берут за свои услуги в среднем 1,5%, вторые – 2% от суммы платежей. Причем у ГПС процент комиссии может сильно разниться в зависимости от управляющих компаний, услуги которых оплачиваются: от нуля (для некоторых ТСЖ, компании «Дома», РЭУ №1 и др.) до 2% (например, «Народная управляющая компания»). То же самое – и по оплате домофона, которая в основной массе является бескомиссионной (но, например, ИП Павлову через ГПС придется заплатить 0,5%).

«При, казалось бы, одинаковых условиях, процент комиссии и затрат может быть разный, – поясняет куратор региональной группы компаний ГПС Александр Ефременко. – На величину комиссионного сбора влияет разная рентабельность перечисления платежей (у одной УК, к примеру, два дома, а у другой – сто); оказывают воздействие также разные уровни технологического взаимодействия между платежным агентом, исполнителем и получателем услуг. К тому же у некоторых компаний услуги «сборщиков платежей» могут входить в тариф – соответственно, комиссия будет равна нулю. 103-й федеральный закон говорит о том, что если договором не ограничена комиссия «сборщика», то он может устанавливать любую плату за свои услуги. По банкам вообще ограничений быть не может. Тем самым создается конкурентная среда».

Закон не исключает беспроцентной оплаты

«Почта России» за перевод коммунальных платежей берет 2,36%, а Ивановская теплосбытовая компания – 2% (хотя ИГТСК сама является поставщиком услуги). Так что платить за тепло и горячую воду выгоднее через банки и терминалы. Однако все почему-то забывают про закон о защите прав потребителей. В ст. 37, в частности, сказано: «При использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту». Таким образом, делают вывод юристы отдела услуг и защиты прав потребителей Ивгор администрации, исполнитель коммунальной услуги обязан предоставить потребителю возможность оплаты без взимания комиссии – внося денежные средства в кассу исполнителя либо платежному агенту, с которым исполнителем заключен соответствующий договор. Отказ некоторых ресурсоснабжающих организаций принимать платежи без комиссий областная прокуратура в начале прошлого года признала незаконным. «Принуждение к внесению платы за такие услуги исключительно через платежных агентов нарушает права граждан и требования закона, поскольку исключает альтернативу внесения такой платы без комиссий», – заявляли тогда прокуроры. Некоторым «ресурсникам» были внесены представления. На этом и успокоились. С тех пор ничего не изменилось.

Надзорные органы изменить ситуацию не могут. Антимонопольная служба повода для своего вмешательства не видит. «У нас на рынке оплаты коммунальных услуг нет доминанта, – поясняет руководитель регионального УФАС Александр Боровков. – Потребитель может оплатить услугу любым способом через любого оператора: ЕРЦ, ГПС, почту, банки. Мы можем вмешаться только в двух случаях: если кто-то установит необоснованно высокую цену или будут обнаружены признаки сговора участников рынка. Но все наши операторы не смогут договориться. Всегда найдется тот, кто будет готов сбить цену. Это рынок, живущий по законам конкуренции».

Полная версия