Почитание святых или поклонение костям?

14 июня 2016 14:34

В Иваново на днях привезли ковчег с частью мощей целителя Пантелеимона. Сотни православных идут в Успенский собор, чтобы помолиться святому, попросить у него духовного и телесного здоровья. Невоцерковленные люди крутят пальцем у виска и называют этот обычай невежеством. Мы попытались разобраться, откуда пошла традиция почитания мощей и почему сейчас так много людей стремится хоть на секунду приложиться к святыне.

Учитывается не сохранность останков, а прижизненные события

Обычай отделения частиц мощей известен еще с апостольских времен. Во II веке в азиатском городе Смирна были жестокие гонения на христиан. Епископ Поликарп в то время был приговорен к сожжению. По легенде, пламя окружило святого, но не коснулось его, сомкнувшись в воздухе над его головой. Видя, что огонь не вредит человеку, толпа стала требовать, чтобы он был убит мечом. Когда святому Поликарпу нанесли смертельную рану, из нее вытекло так много крови, что она погасила пламя. Тело священномученика в итоге сожгли, а христиане собрали останки и свято чтили его память.

Справка
Слово «мощи» в переводе с греческого означает «останки». Кроме того, «мощь» ассоциируется с мощью святых людей, которые могут оказывать влияние на нашу жизнь. Мощами называют не только кости, но и сохранившуюся часть плоти святого и даже его прах. Православные также почитают частицы облачения и предметы, которыми святой пользовался при жизни.

«Почитание святых мощей действительно может показаться светскому человеку невежественным. Но ведь воскресение души, которое является догматом христианской веры, никак не связан с целостностью тела после смерти, – рассказывает руководитель отдела Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий. – В Древнем Египте мумифицировали тела, сохраняя целостность останков, – таковой была символическая реализация будущей жизни человека. Христианству это не присуще, потому что воскресение связано с инобытием. И если тело святого разделяют на части, то это не может повлиять на его жизнь после смерти».

Обретение мощей (во том числе извлечение из земли) строго регламентируется и контролируется церковью, чтобы не было сомнений, что останки принадлежат тому или иному святому. Этот процесс, как и отделение частиц мощей, непростой и, можно сказать, интимный, поэтому священнослужители не придают его огласке.

Еще в советское время людям в голову вложили мысль о том, что мощи святых нетленны, то есть должны сохраниться полностью. На самом деле это заблуждение. Как правило, нетленными остаются лишь некоторые части тела и облачения святого. На Святой горе Афон (Греция) и вовсе считают, что если тело погребенного монаха не разложилось, то, скорее всего, у него есть нераскаянные грехи. Обнаружив сохранившееся тело, братия начинает усиленно молиться за усопшего.

То, что человека причисляют к лику святых по сохранности останков, цвету костей и благоуханию, – тоже не более чем миф. Прежде всего, изучают события, которые происходили при жизни святого: чудеса, исцеления, особое почитание людьми.

Мощи привезли с горы Афон

Верующих нередко упрекают в «поклонении костям», не понимая, зачем нужен этот «дикий» обычай. «Мы не поклоняемся мощам, не поклоняемся людям. Мы поклоняемся Богу, который спустился на землю в лице Иисуса Христа и создал человека по своему образу и подобию. Господь создал из людей церковь. Из этого сообщества выделяются святые люди, которых мы любим, помним, чтим. Их останки – это мостик, который соединяет нас со святыми людьми, а значит, с церковью и Богом», – поясняет отец Макарий.

Кстати
Нет особых требований к тому, как следует прикладываться к иконе и мощам. Это очень индивидуально: один – целует, другой – осеняет себя крестом, третий – прикладывает маленькую иконочку. Кто-то читает молитву святому, а ктото обращается к нему своими словами. Главное, чтобы молитва шла от чистого сердца.

У многих православных людей есть желание, но нет денег, чтобы ездить по святым местам, иногда не позволяет здоровье. Благотворительный фонд Андрея Первозванного дал возможность миллионам россиян приложиться к поясу Богородицы, мощам апостолов Андрея Первозванного и Луки, привезенных в Россию со Святой горы Афон. А благодаря просветительским проектам святыни свободно перемещаются внутри страны. Несколько раз в нашу область привозили икону и часть мощей Матроны Московской. Люди выстаивали многочасовые очереди, чтобы на секунду прикоснуться к святыне и попросить Матронушку о самом сокровенном.

По словам священнослужителей, подобные проекты позволяют людям подробнее узнать о святых, поучаствовать в церковной жизни, укрепить веру.

При этом церковь неоднозначно относится к людям, которые часто совершают паломнические поездки или стремятся во что бы то ни стало приложиться ко всем мощам, которые прибывают в нашу область. «С одной стороны, присутствуют элементы фанатизма и невежества, с другой – это доброе намерение, усилие и даже небольшой подвиг. Ведь люди готовы ехать за сотни километров, несколько часов стоять на холоде в огромной очереди…» – считает иеромонах Макарий.

Усердные молитвы помогли сохранить семью

Известно немало примеров, когда благодаря паломническим поездкам и усиленной молитве святым жизнь людей менялась к лучшему. Несколько лет назад семья ивановки Натальи Голубевой была на грани распада. У них с мужем не было своего угла – жили у родителей. Не обходилось без конфликтов: муж Натальи, пытаясь избавиться от бытовых проблем, пристрастился к спиртному, стал поднимать на жену руку. В какие-то моменты супруги жили отдельно.

Штрих
В начале 1920-х годов большевики начали кампанию по вскрытию мощей. Для борьбы с религиозными чувствами людей их дезинформировали, что мощи святых должны быть нетленны. Батюшки-обновленцы, сотрудничавшие с властями, заворачивали останки святых в ватные облачения, придавая форму человеческого тела. Потом собирали комиссию и публично, чуть ли не в театрализованной манере снимали эти ткани и демонстрировали скелет со словами: «Церковники вас обманывают!» В более поздние советские времена проходила конфискация святых мощей. И только в 1990-х годах их начали разыскивать и возвращать церкви.

Но Наталья всегда верила, что с Божьей помощью сможет преодолеть эти испытания. В один из отпусков женщина отправилась на две недели в Высоцкий монастырь, в подмосковный Серпухов. Там она трудилась – бралась за любую предложенную работу, исповедовалась и молилась перед чудотворной иконой Богородицы «Неупиваемая чаша», избавляющей от недуга пьянства. Но по возвращении домой чуда не произошло…

Через год Наталья вновь была трудницей в том же монастыре. А еще ездила в часовню с мощами святой Ксении Петербургской, которая ради спасения души своего супруга стала юродивой и сотворила немало чудес. «Прошло несколько лет и по молитвам святых мир всё-таки пришел в нашу семью. Супруг перестал неуемно пить, мы купили и обустроили свою квартиру. Это ли не чудо?» – говорит Наталья.

Всё бы хорошо, но у супругов много лет не было детей. Для матери это нестерпимая боль. Однажды Наталья уговорила неверующего супруга съездить в Ярославскую область, чтобы помолиться перед Толгской иконой Божией Матери о даровании детей. «Не прошло и нескольких месяцев, как я узнала, что беременна. Супруг, который всегда называл себя атеистом, сам предложил вновь съездить в монастырь и оставить на иконе в знак благодарности золотые кольца», – рассказала теперь уже счастливая мамочка.

Паломнические поездки превращают в развлечения

Святой Феофан Затворник еще 150 лет назад предупреждал паломников, чтобы путешествие по святым местам не затмило главную цель поездки. «Такая опасность есть и сейчас. Особенно у состоятельных людей, которые из заграничной паломнической поездки устраивают приятное времяпрепровождение, а потом рассказывают, что были в таком-то месте, приложились к таким-то иконам. Внутренних изменений человека при таком подходе не происходит», – говорит отец Макарий.

Однако бывают случаи, когда путешествие даже с беглым посещением святых мест заставляет человека задуматься о вечном. «Лет пять назад я отдыхал в Египте. Среди прочих экскурсий предлагали побывать в Иерусалиме. Цены были не заоблачные, и я решил съездить – больше ради развлечения. Побывал в знаменитом храме Гроба Господня, возле Стены Плача, приложился ко многим святыням. Все проблемы будто улетучились. Я словно в другом мире побывал. Это сложно передать словами. Считаю, что это был мой первый шаг к вере», – делится впечатлениями ивановец Николай Малышев.

По словам иеромонаха Макария, почитание святых мощей – важный элемент христианской жизни, но не доминирующий. Это действительно один из шагов, который человек делает навстречу церкви и Богу.

Имена собеседников (кроме священнослужителя) по их просьбе были изменены.

Полная версия