С ресторанных деликатесов – на чаёк и кофеёк

27 мая 2016 12:30

В то время как некоторые рестораны, работающие в высоком и среднем ценовых сегментах, менее востребованы в сегодняшних реалиях, кофейни и чайные сдавать позиции, похоже, не собираются, а отдельные проекты осмеливаются даже на расширение. Как и за счет чего выживают «горячие» заведения?

От разорения спасли… кролики и поросята

Ивановец Алексей Кузнецов еще полгода назад занимался земельными работами, а теперь на пару с приятелем Иваном руководит кофейней «Арабеска». Молодые люди купили ее в рассрочку: заведение перестало приносить прибыль и находилось на грани закрытия. Однако новым хозяевам удалось реанимировать кофейню буквально за четыре месяца.

«Кризис подтолкнул нас к тому, чтобы завести… свое хозяйство. Сейчас мы на собственных земельных участках разводим кроликов, кур, перепелок, поросят, выращиваем зелень и овощи. Это помогло снизить наценку на блюда, которые подаются у нас в заведении, и увеличить порции», – делится своим антикризисным проектом Алексей. Говорит, даже шампиньоны хотели сами выращивать, только не удалось найти подходящих по техусловиям площадей – холодных темных подвалов.

Вот уже на протяжении двух месяцев партнеры работают в свое удовольствие, без сбоев. Алексей Кузнецов отметил: персонал пришлось набирать практически заново. «Тенденция сейчас такая, – рассуждает он: – Те, кто ходил в рестораны, опустились на ячейку ниже – стали посещать кофейни, а те, кто ходил в кофейни, – пошли в столовые. Нам же удалось не только удержать посетителей, но и привлечь любителей ресторанной еды». Но и не скрывает: прибыли кофейня всё равно приносит немного – до оборотов двухгодичной давности еще далеко.

Сезон отпусков опустошает

О финансовых спадах говорят и другие владельцы ивановских кофеен. Сейчас многие любители бодрящих напитков предпочли обзавестись туркой, кофемашиной или кофеваркой и наслаждаться чашечкой кофе в домашних условиях. За последнее время несколько кофеен крупных федеральных сетей закрылись – например, «Traveler’s Coffee» в центре Иванова. Правда, сейчас на его месте открылось другое кафе.

А вот в кофейне «Coffee Bean» на слабую посещаемость не жалуются. Здесь второй год подряд на летний сезон открывают веранду под открытым небом. Правда, менеджер Александр отметил, что из-за санкций достать некоторые сорта кофе из Америки стало невозможно. «В целом произошло удорожание сырья, кофе в зернах покупаем в пересчете на валюту. Но повышать цены мы не стали», – говорит Александр.

Кроме экономического фактора на работу кофеен оказывает влияние и фактор сезонный. Как отмечают владельцы «бодрящего бизнеса», традиционно спрос резко падает в переходные периоды. Например, сейчас люди уезжают в отпуска и посетителей в кофейнях становится меньше. Правда, спад этот некритичный, в пределах 5-7%.

В Иванове оказалось немало «чаеманов»

Как известно, хороший, правильно заваренный чай бодрит не хуже любого кофе. Только вот чайный бизнес развивается далеко не бодрыми темпами: например, в нашем регионе специализированных чайных… всего одна. Владелец чайного дома «Бармин» Виктор считает, что заниматься такого рода бизнесом в нашем регионе, да и в стране в целом, сложно: рынка элитного чая как такового в России не существует, пропаганда чайной культуры ведется слабо.

Как бы то ни было, участники «бодрящего рынка» уверены, что традиционный формат как существовал, так и будет существовать. И клиенты у таких заведений будут всегда: ведь в чайные и кофейни идут не только за вкусом и ароматом, но и за общением, отдыхом и уютом.

И всё же полгода назад Виктор Бармин с супругой решили вложить свои, заемные и кредитные средства в самый настоящий чайный дом. На обустройство денег не хватало, супруги даже создали свой проект для участия в народном финансировании – краудфандинге. Откликов практически не было, но Бармины в свое чайное детище вкладывали всю душу и силы. И постепенно всё получилось: в Иванове оказалось немало ценителей ароматного напитка. К тому же семья, как говорится, всегда на виду: постоянно участвует в мастер-классах, городских мероприятиях, проводит акции и чайные дегустации.

«Работы очень много. Скоро планируем открыть еще один чайный магазин», – говорит Виктор Бармин. Он очень надеется, что чаи из разных стран мира, да еще с кондитерскими изделиями, привлекут ивановских «чаеманов».

КОММЕНТАРИЙ
Исполнительный директор областной ассоциации рестораторов и отельеров Инесса УДАЛОВА:

- И крупным ресторанам, и небольшим кофейням приходится активно адаптироваться к сегодняшним реалиям. Они стараются работать на различные категории посетителей, при этом экономят за счет уменьшения порций, за счет того же импортозамещения. Например, мраморное мясо везут не из-за границы, а из Воронежа, переходят на местную рыбу, меняют меню – чаще используют блюда русской кухни, где преобладают овощные и крупяные блюда. Но только за счет кофе или чая выжить невозможно, поэтому зачастую в таких заведениях выручку делает розничная продажа. Выживают еще и те кофейни, которые имеют лицензии на продажу алкоголя: доля прибыли от него составляет до 40%... Сейчас любому общепиту выживать сложно. Что говорить, ведь люди экономят даже на покупке продуктов в магазинах.
Полная версия