От симфониона до магнитофона

13 апреля 2016 08:52

В Ивановском музее камня открылась выставка приборов записи и воспроизведения звука.

В экспозиции представлено более 100 экспонатов: граммофоны, патефоны, пластинки, магнитофоны… Есть даже приборы, о назначении которых с первого взгляда трудно догадаться. Вот, например, симфонион (или музыкальная шкатулка), сделанный в XIX веке в Лейпциге. «Он представляет собой ящик из дерева, куда вставляется перфорированный жестяной диск. Диск, движимый пружиной, вращается. Зубцы на нем зацепляются за пластины, извлекают музыку, – поясняет принцип действия руководитель музея камня Андрей Лапыкин. – Такие музыкальные шкатулки появились в Европе в XVI веке, у нас – в конце XIX – начале XX века».

Но симфонион не мог записывать человеческий голос. Эту проблему решил фонограф, изобретенный в 1877 году Эдисоном. Данный прибор также есть среди экспонатов выставки. «Звук попадал в аппарат с помощью трубки и, преобразовываясь, записывался иглой на восковом валике. Одним из первых в России, кто приобрел фонограф, был Лев Толстой. Он диктовал на валики свои рукописи. Благодаря фонографу до нас также дошли голоса Ленина, Чайковского», – рассказывает Андрей Иванович.

Но фонографы быстро были заменены граммофонами. Игла чертила извилистые линии, а не борозды, как у Эдисона, вместо громоздкого валика были изобретены круглые пластинки, с которых легко получали копии. Несколько экземпляров есть и на выставке.

Раньше граммофоны можно было увидеть в любом трактире. Хозяин даже держал человека, который отвечал за аппарат: менял пластинки, крутил трубу, чтобы музыка была слышна во всём помещении, а если посетители жаловались на громкий звук, то затыкал трубу тряпкой.

Внимание посетителей может привлечь граммофон известной фирмы «His Master`s Voice» («Голос его хозяина»). Ее брендом стала заглядывающая в трубу собачка по кличке Ниппер (Кусачка). Интересен и корабельный граммофон с цитрой (струнами, располагающимися при выходе из трубы и усиливающими звук). Он полностью закрывался в деревянном ящике, напоминающем секретер. Приобрести его могли только богатые люди. Часто подобные граммофоны ставились на кораблях в кают-компаниях.

В 1930-1950-е годы в мире начинают распространяться патефоны. В отличие от граммофонов они звучали уже без трубы.

Посетители выставки могут проследить и эволюцию пластинок. Сначала их делали из шеллака, они были односторонними. Играли 2-3 минуты, поэтому для записи важных сообщений требовались целые альбомы. В музее есть огромный альбом с пластинками, на которых записана речь Молотова.

Есть в числе экспонатов и гибкие пластинки, которые вкладывались в журналы в 1970-е годы. Очень часто изготовители пускались на хитрости, записывая с одной стороны популярную группу «Абба», а с другой – менее популярную «Ялла», или Элтона Джона с малоизвестным тогда Александром Градским.

Внимание посетителей привлекут и несколько инсталляций, оформленных организаторами. Например, уголок «Стиляги»: проигрыватель тех лет, яркий галстук и пластинки, записанные на рентгеновских снимках. Именно так с помощью высокой температуры подпольные любители твиста, шейка, рок-н-ролла, буги-вуги... записывали и распространяли свою музыку. Отсюда и пошло название «Музыка на костях».

По субботам выставку можно посетить с 11.00 до 16.00. В рабочие дни необходимо записаться по тел.: 37-20-44, 8-920-34847-27. Адрес музея: Иваново, улица Семенчикова, 9.  

Сотрудники музея благодарят музей Кохмы, а также частных коллекционеров: Владимира Штыкова, Константина Юшкова, Вячеслава Никифорова, Александра Юрова и Александра Козина, оказавших большую по

Полная версия