Нужна ли нам оптимизация здравоохранения

22 марта 2016 11:52

В последние годы много говорится об оптимизации в системе здравоохранения области. Граждане воспринимают данную реформу как абсолютное зло, так как планируется сократить или присоединить к более крупному не одно лечебное учреждение. Чиновники в свою очередь объясняют, что без реформ система здравоохранения уже в скором времени окажется нежизнеспособной.

Пациенты сами могут держать заболевание под контролем

Старт оптимизации был дан в 2013 году. За три года под реформирование подпали 34 лечебных учреждения. При этом лишь одно было закрыто, а остальные присоединены к более крупным структурам: так, Заволжская центральная районная больница вошла в состав Кинешемской ЦРБ, а Савинская стала частью Шуйской. В Кинешме к городской больнице были присоединены детская и стоматологическая поликлиники, станция скорой помощи, а также ЦРБ Кинешемского района. «При этом все структурные подразделения в каждом из этих учреждений остались. Под сокращение подпала лишь административная часть: бухгалтеры, экономисты…» – говорит замдиректора департамента здравоохранения Сергей Аминодов.

По сути, уверяют в департаменте, пациенты не должны были заметить никаких перемен, поскольку все врачи и медсестры остались на своих местах. А вот если бы укрупнения не произошло, то тогда могли бы произойти перемены к худшему: ведь в системе ОМС, в рамках которой финансируются все без исключения медицинские учреждения, количество выделяемых денег зависит от количества принятых и пролеченных пациентов. Система обязательного медицинского страхования, в основе которой лежит нормативно-подушевое финансирование (аналогичная система, кстати, уже давно действует в системе образования) в корне отличается от того, что было раньше: еще с советских времен деньги каждой больнице выделялись в виде фиксированной субсидии, причем сумма не была привязана к количеству стационарных коек и пациентов.

«Но была ли эффективной та система? Да, практически в каждом населенном пункте работала своя маленькая больница, но качество медицинской помощи там было очень низким. По сути, многие из этих сельских больниц выполняли социальную роль: в зимнее время стационарные койки зачастую были заняты стариками из отдаленных деревень, которые не могли самостоятельно пропитаться и обогреться. Нужно понимать, что сегодня этим направлением работы занимаются органы социальной защиты, а не здравоохранение», – говорит Сергей Аминодов.

Современная система здравоохранения больше не нуждается в огромном количестве стационарных коек и по другим причинам: сегодня многие процедуры и обследования, которые еще 20 лет назад можно было провести лишь в стационаре, можно сделать в амбулатории и даже дома. Например, еще совсем недавно людям с гипертонической болезнью во избежание осложнений приходилось лежать в больнице 5-6 раз в год, тогда как современные препараты помогают пациентам самим контролировать недуг. Это касается и таких грозных заболеваний, как бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, сахарный диабет и многих других. «Более того, многие оперативные вмешательства не требуют сегодня госпитализации, – комментирует Аминодов. – Современные малотравматичные хирургические методы лечения позволяют пациенту отправиться домой уже в день операции. Далее он может наблюдаться амбулаторно по месту жительства».

Треть фельдшеров работают на два-три ФАПа

Еще одна предпосылка к оптимизации – острая нехватка медицинских кадров в сельской местности. Молодые врачи и медсестры попросту не хотят работать там, где они априори не смогут совершенствовать свои профессиональные навыки, где отсутствует даже минимальная инфраструктура. Директор департамента здравоохранения Светлана Романчук всерьез озабочена данной проблемой: ведь, по ее словам, привлечь специалистов в сельские больницы, ФАПы и офисы врачей общей практики не помогла даже программа, в рамках которой им предоставлялось жилье и денежное пособие в миллион рублей. К сожалению, многие молодые врачи, которые первоначально согласились переехать, впоследствии отказались от своих обязательств (по решению суда им приходится возвращать полученный миллион).

«Ситуация просто катастрофическая, – говорит председатель Ивановской гордумы, член общественного совета при департаменте здравоохранения Александр Кузьмичёв. – Большинство фельдшеров, которые сегодня работают в ФАПах, являются пожилыми людьми. Нам необходим стратегический план по преодолению данной ситуации, иначе последствия могут быть непредсказуемыми».

И, к сожалению, сегодня даже старая гвардия, которая привыкла трудиться на совесть, не может закрыть существующую потребность в кадрах. На первый взгляд, ситуация не столь ужасна: в 244 ФАПах области не хватает 8 фельдшеров. Но если копнуть глубже, то выясняется, что около 30 процентов специалистов работают по совместительству, то есть одновременно обслуживают 2-3 фельдшерскоакушерских пункта. А это значит, что в каждом из населенных пунктов, где есть ФАПы, он может побывать не чаще двух раз в неделю.

«Помочь ситуации, на мой взгляд, может лишь возрождение целевого набора в вузе и медицинских колледжах, – говорит член общественного совета при департаменте здравоохранения заслуженный врач Анатолий Медведев. – Эта система эффективно действовала во времена Советского Союза, сейчас ее нужно возрождать. К сожалению, муниципалитеты в этом вопросе занимают пассивную позицию, а ведь именно от них должна исходить инициатива в заключении договоров с абитуриентами. И именно представители муниципалитетов должны заниматься агитацией в сельских школах, потому что, как показывает практика, ребята, которые родились и выросли на селе, с большей готовностью возвращаются обратно, нежели их городские сверстники».

Не пациент едет к врачу, а врач к пациенту

После завершения оптимизации система здравоохранения должна выглядеть следующим образом: качественное медицинское оборудование и высококвалифицированные специалисты сосредотачиваются в так называемых межрайонных центрах и центральных районных больницах. В крупных населенных пунктах функционируют офисы врачей общей практики, в более мелких – ФАПы. В деревнях с населением менее 100 человек действуют так называемые домовые хозяйства, в которых организацию вызова медицинских работников для неотложной медицинской помощи оказывают люди без полномасштабного медицинского образования, но прошедшие специальное обучение. При этом офисы врачей общей практики и крупные ФАПы оснащены автомобилями, с помощью которых пациентов в случае необходимости экстренно доставляют в крупные больницы. Регулярное медицинское обслуживание осуществляется с помощью выездных бригад врачей, которые формируются на базе ЦРБ или областных лечебных учреждений (областной больницы, кардиодиспансера).

По сути, такая система несколько лет действует на территории региона и уже доказала свою эффективность. «Теперь высококвалифицированная помощь стала более доступной для пациентов из отдаленных районов. Ведь если раньше, чтобы получить консультацию, скажем, эндокринолога, человек был вынужден ехать в район, то сегодня специалист сам приезжает к человеку», – говорит Сергей Аминодов.

К сожалению, выездные формы работы, которые со временем должны стать основополагающими в системе здравоохранения, пока работают с некоторыми перекосами: например, в дни выезда мобильных бригад врачей жители других населенных пунктов остаются без специализированной помощи. Не до конца решен вопрос и со специализированным автотранспортом: пока в регионе есть лишь один передвижной мобильный комплекс, оснащенный всем необходимым оборудованием. Оставляет желать лучшего и качество дорог в глубинке. Так, многие «газели», приобретенные для ФАПов и врачей общей практики буквально два года назад, сегодня дышат на ладан.

«Однако нужно осознавать, что оптимизация, укрупнение лечебных учреждений означает увеличение финансирования, возможность приобретения современной медицинской техники, привлечения молодых специалистов, – говорит замдиректора департамента. – Но если оставить всё как есть, то врач, как и в 19 веке, будет выполнять лишь номинальную функцию, не сможет помочь в критических ситуациях. А это при огромных возможностях медицины 21 века будет несправедливо по отношению к людям».

Небольшие лечебные учреждения присоединяют к более крупным.

Полная версия