Коллекторы и антиколлекторы

12 февраля 2016 11:51

Ажиотаж потребительского кредитования, начавшийся в начале нулевых годов, создал огромный объем не выплаченных гражданами задолженностей. А где долги, там и коллекторы. Вопрос настолько актуален, что со временем и в нашем регионе появились юристы, специализирующиеся на антиколлекторской деятельности

Весь подъезд расписали оскорблениями

Недавнее страшное происшествие в Ульяновске, где коллектор поджег квартиру должника, в результате чего двухлетний малыш получил тяжелейшие ожоги, переполнило чашу терпения общества и власти. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала ускорить принятие закона о коллекторской деятельности, а пока приостановить работу коллекторов.

КАК СТАНОВЯТСЯ ДОЛЖНИКАМИ?
Очень часто долги, приводящие в итоге к тягостному общению с коллекторами, накапливают граждане, которые сначала берут один кредит, потом, при возникновении трудностей, они берут еще один – на погашение выплат по первому. Получается, что выплаты производятся уже по двум кредитам. Финансовых затруднений это не решает, поэтому не очень предусмотрительные граждане берут кредит в третьем банке или обращаются в микрофинансовые организации, где им дают деньги уже под два процента в день.

В Ивановской области таких диких случаев еще не бывало. Как сообщили в пресс-службе управления полиции, сейчас в производстве нет ни одного дела, связанного с незаконными методами работы коллекторов. Но на самом деле ситуация далеко не такая радужная. И у нас жители часто страдают от произвола взымающих долги. Так, жительница Кохмы, задолжавшая одному из ивановских банков сравнительно небольшую сумму, около 30 тысяч рублей, долгое время подвергалась телефонному терроризму, оскорблениям и угрозам со стороны коллекторов, нанятых банком. «Кредит у меня был не один, – рассказывает она. – Деньги я брала на лечение умирающей мамы. Заболела сама, поэтому выплачивать деньги в срок не могла. Обратилась в банк с просьбой о перерасчете кредита, представила его сотрудникам медсправки с диагнозом. Потом эту информацию о моей болезни написали на нескольких остановках, с именем, прочими личными данными и различными оскорблениями в мой адрес. У моего сына также расписали бранью весь подъезд с первого по седьмой этаж, сломали почтовый ящик, рисовали в моем доме кресты на стеклах. Угрожали по телефону и приходили на дом. Я неоднократно писала заявления в полицию и прокуратуру, но всё тщетно: видимо, все такие заявления там кидают в корзину. Хотя обещания сжечь мой дом звучали и при соседях, свидетели были».

В итоге женщина обратилась к антиколлектору, юристу Ивану Матвееву. «Наезды» коллекторов после этого прекратились, а банк подал на должницу в суд. Теперь она по решению суда ежемесячно выплачивает банку небольшую сумму.

Сумму штрафов и неустойки можно сократить

Коллекторский бизнес в нашем регионе, как и в стране, процветает. Президент финансово-правовой компании «Генерал» Анатолий Зубков рассказал, что в Иванове сейчас девять компаний (в России 173 фирмы такого направления деятельности). По его словам, «серых» коллекторов в регионе нет.

СОВЕТ ЮРИСТА
Иван МАТВЕЕВ:
- После возникновения проблем с первым кредитом лучше сразу уведомить банк. Если просрочки нет или она незначительна, проблему можно решить без посторонней помощи. Например, договориться с банком о кредитных каникулах. При этом оплачиваются только начисленные проценты, а само тело кредита не погашается. Это на какое-то время минимизирует платежи. Либо реструктурировать график: увеличить длительность погашения кредита, уменьшив тем самым ежемесячный платеж.

Как уверяет Зубков, во многих коллекторских фирмах и агентствах сотрудники, регулирующие долговые обязательства, являются финансовыми консультантами, инспекторами, имеющими специальное юридическое или экономическое образование. Вознаграждение им выплачивается от взысканной суммы, предусмотрена и премия. Он отметил, что хотя у него работают бывшие сотрудники правоохранительных органов, а также бывшие криминальные элементы, но все они проявляют гибкость и профессионализм, такт и дипломатичность. «Грубость и угрозы – удел ограниченных, бездарных коллекторов. Как правило, неподобающе ведут себя набранные с улицы молодые люди, юридически и психологически неподготовленные для работы с должниками», – считает Анатолий Зубков. Он сообщил, что компания «Генерал» в том числе оказывает юридическую помощь и правовую защиту должникам, попавшим под гнет банкиров.

В этом они, по сути, схожи с антиколлекторами. Иван Матвеев рассказал: «На мой взгляд, все эти бесконечные звонки – вещь совершенно бестолковая. Нужно один раз согласовать схему погашения задолженности. Для решения проблемы необязательно общаться постоянно. Как правило, суммы долгов, по которым работают коллекторы, превышает 100 – 150 тысяч рублей. Микрофинансовые организации чаще всего занимаются возвратом долгов самостоятельно, очень нецивилизованно, с хамством и прочими издержками».

По мнению ивановских юристов, специализирующихся на урегулировании долговых проблем, работа коллекторов напрямую зависит от того, насколько агентство дорожит своей репутацией и сотрудниками. Ведь в первую очередь здесь может пострадать имидж банка, который допустил передачу задолженности в такое недобросовестное агентство.

«Я в своей практике выступаю посредником между должником и банком. Чаще всего удается договориться, чтобы должник начал делать посильные выплаты. Кому-то банк даже идет на уступки: фиксируют сумму долга и проценты не растут. Есть антиколлекторы, которые занимаются главным образом тем, что бегают по различным инстанциям и пишут жалобы. Но от их работы толк нулевой. Ведь они не пытаются ликвидировать корень зла – долг остается. В итоге его всё равно придется выплатить вместе с пенями и штрафами. Оспорить же кредитные договоры практически невозможно. В банках работают грамотные сотрудники, так что думать, что там можно найти какие-то зацепки, для того чтобы потом не платить по кредиту, – наивно», – пояснил Иван Матвеев.

Но нередки случаи, когда должники целенаправленно уклоняются от погашения задолженности. Именно эта категория людей в первую очередь идет к антиколлекторам.

Антиколлекторской деятельностью в той или иной мере занимаются в регионе многие юридические конторы. «У меня это основное направление работы. Оплата зависит от сложности дела. В одном случае требуется всего пару раз выйти на переговоры в банк, в другом – приходится долго решать дело в суде. В первом случае услуги антиколлектора обойдутся в две – три тысячи рублей. С долгими судебными процедурами оплата может доходить максимум до 20 тысяч. Долги надо отдавать, но их сумма, в том числе с помощью антиколлекторов, может быть снижена на размер начисленных штрафов, неустойки и так далее», – сообщил Иван Матвеев.

Звонки после 22.00 запрещены

В чем же причина нередко беспардонного поведения коллекторов? Как отмечает Иван Матвеев, это происходит потому, что рядовые выбиватели долгов не заинтересованы решить проблему в корне. Фактически единственная цель звонка или визита – выбить хоть какую-то часть денег, лишь бы увеличить свой сиюминутный заработок. Методы при этом используются самые разные. Самая любимая «фишка» коллекторских агентств – телефонный терроризм. Делая до 30 – 40 звонков в день, они стараются «достать» должника до такой степени, что он возвращает деньги.

ЧТО ГЛАСИТ ЗАКОН
Коллекторам запрещено звонить в ночное время, родственникам заемщика, не предоставлявшим обеспечение по договору потребительского кредита (займа), работодателю заемщика, расклеивать объявления в общедоступных местах с информацией о сумме задолженности по договору кредитования с личными данными заемщика. Об имеющихся фактах нарушения гражданам следует сообщать в отделение Центрального Банка России (г. Иваново, ул. Красной Армии, 10/1, тел. 32-86-45). Если нарушение касается разглашения персональных данных, то необходимо обращаться в Управление Роскомнадзора по Ивановской области (г. Иваново, ул. Арсения, 24, оф. 206, тел. 41-00-55).

Как уточнила прокуратура Ленинского района в Иванове, звонить и приходить насчет долгов коллекторы и банки могут в будние дни с 8.00 до 22.00, в выходные и праздничные дни – с 9.00 до 20.00. Но это правило на практике часто нарушается. «В неурочное время при совершении звонков коллекторы даже не представляются, хотя они обязаны сообщить, от какой организации действуют, – продолжает Иван Матвеев. – Они просто требуют вернуть долг, а должник, который часто брал несколько кредитов в разных организациях, должен сам угадать, какой именно. Коллекторы могут прессинговать и близких должника, ведь при оформлении кредита заемщики, как правило, оставляют еще и телефоны своих родственников, знакомых, соседей. Тем тоже могут поступать надоедающие звонки».

По мнению юристов, взыскательная деятельность в России до сих пор не урегулирована в достаточной степени – слабо проработано законодательство и нет конкретного надзорного органа. И вступивший в силу 1 июля 2014 года Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» тут никак не помог. Нормы защиты прав потребителей изначально принимались без учета методов разрешения долговых вопросов. Например, согласно российскому классификатору занятий, в обязанности служащих коллекторских фирм и работников родственных занятий по сбору задолженностей входит отслеживание и поиск должников, информирование клиентов о необходимости платежей и доклады о результатах. Непонятно, как это совместимо с запретом на слежку и получение данных, не предоставленных клиентом добровольно и не содержащихся в открытых базах. И это не единственная и не самая строгая статья, которую нарушают взыскатели.

С одной стороны, понятно желание банков вернуть долги, с другой – у должников часто просто нет возможности это сделать, и принятый в прошлом году закон о банкротстве физических лиц далеко не всегда может им помочь (к примеру, для признания физического лица банкротом долг должен превышать полмиллиона рублей). Так что, по мнению большинства юристов, четкий закон о коллекторах необходим.

Полная версия