Ивановские колонии работают «на экспорт»

23 октября 2015 11:29

В исправительных учреждениях региона растет производство товаров, предназначенных не только для нужд пенитенциарной системы... Об экономической стороне их деятельности мы беседуем с начальником регионального УФСИН Фёдором Рубцовым.

От пластиковых окон до макарон…

- Фёдор Александрович, областное управление ФСИН вы возглавили сравнительно недавно. Как, на ваш взгляд, развито производство в местных колониях?

- Они выпускают около ста наименований различной продукции. Наиболее распространенные – швейное и мебельное производства. Осужденные изготавливают также тротуарную плитку, блоки строительной опалубки, профнастил для крыш и заборов, металлические двери, пуговицы, пластиковые окна, декоративные домики и цветочницы для ландшафтного дизайна, барсетки, сумки для ноутбуков, свитера, женские головные уборы, продукты питания – в частности, макароны… Перечень говорит сам за себя.

- В этих учреждениях есть определенная специализация?

- Да. Например, в женских колониях в Кинешме, Иванове, Бородине (Гаврилово-Посадский район) превалирует швейное производство. В Кохме осужденные заняты в мебельном производстве. Колония в Шилекше (Кинешемский район) специализируется на сельском хозяйстве: здесь разводят крупный рогатый скот, выращивают овощи.

- Можно ли говорить о специализации колоний нашей области в целом?

- Конечно, в каждом регионе есть устоявшиеся производственные мощности. На Урале, в частности в Свердловской области – металлургия, в Пермском крае – лесозаготовки и лесоперерабатывающая промышленность, на юге страны производственная деятельность колоний связана с агропромышленным комплексом...

У нас в области превалирует легкая промышленность, в частности швейная.

- А новые производства открываются?

- Такая работа ведется постоянно. В колонии-поселении в Кохме недавно открыли участок для изготовления ПВХ-краски для нанесения на перчатки. В лечебно-исправительном учреждении в Талицах в мае занялись распиловкой древесины, а в тамошней исправительной колонии стали разводить кроликов. Несколько ранее такой же участок по разведению этих зверьков был открыт в колонии в поселке Бородино: сейчас их там 150.

Сотрудники колоний изучают рынок

- Расширение производственной сферы диктуется в том числе и внутренними нуждами?

- Да, неслучайно при создании новых видов производств мы решили делать упор на сельскохозяйственные. В этом году полностью обеспечили колонии картофелем, морковью, капустой. Эти овощи поставляли также в школу-интернат. В Бородине проходит полоса черноземья, что позволит увеличить площади посадок и получить хороший урожай картофеля.

Полностью обеспечиваем колонии своим молоком и молочными продуктами. Уже прорабатываем вопрос о продаже молока вне нашей системы. В кинешемской колонии хотим установить мельницу для производства муки (пока покупаем ее у сторонних поставщиков). Сейчас там развита выпечка хлеба, который реализуется в том числе и в местный психоневрологический диспансер. Новая мельница позволит увеличить поголовье свиней и крупного рогатого скота, ведь отходами мукомольного производства являются отруби.

- Сколько продукции производится для собственного потребления?

- Для системы ФСИН производим 30%, остальное – для потребителей вне системы. Заключаем контракты по поставке картофеля в детские учреждения – школы-интернаты. Поставляем кресла в зрительные залы различных театров. Месяц назад вышли с предложением в правительство области по поставкам продовольствия и продукции мебельного и швейного производств. Власти заинтересовались нашим предложением. В швейных цехах колоний шьется форма не только для внутренних нужд, но и для ряда силовых структур. Сейчас рассматриваем заказ на пошив изделий для Почты России. Мы всегда готовы к сотрудничеству.

- Реализуете продукцию через магазины?

- Напрямую в магазины наша продукция пока не поставляется. Учреждения изготавливают товары по договорам коммерческим организациям крупными партиями. Но рано или поздно мы выйдем «на экспорт», то есть на внешний рынок. Соответствующая программа разрабатывается в системе ФСИН.

- Заказчикам выгодно сотрудничать с колониями?

- Конечно. Ведь мы – государственное учреждение, а это гарантия выполнения обязательств: изготовления качественной продукции в срок, своевременной оплаты закупок...

- А с рентабельностью не бывает проблем? Не приходилось закрывать производства?

- Нет, если возникают вопросы с реализацией выпускаемой продукции, мы стараемся их решать без применения крайних мер.

- Кто занимается организацией производства и реализацией продукции – специально нанятые люди или непосредственно сотрудники службы исполнения наказаний?

- Только сотрудники ФСИН. В каждом учреждении специалисты отдела маркетинга изучают рынок, отправляют предложения в государственные, муниципальные и коммерческие организации, размещают в Интернете каталоги, прайс-листы, рекламные объявления.

К моменту освобождения – на счете солидная сумма

- Нередко можно услышать, что на зоне работают только те, кто хочет. Так ли это?

- Согласно Уголовно-исполнительному кодексу осужденные обязаны трудиться, отказ от трудовой деятельности является злостным нарушением порядка. В то же время существует поправка, что «администрация обязана обеспечить осужденных работой исходя из наличия рабочих мест». То есть, если рабочих мест недостаточно, осужденные могут не работать.

Нельзя сказать, что у нас всё благополучно с организацией производства. Рабочих мест хватает не всем: работой обеспечены 53% осужденных (средний по ЦФО – 37%). Но эта проблема актуальна только для мужских колоний: в женских занятость стопроцентная.

- Осужденные могут выбирать специальность по желанию или работают, где прикажут?

- В соответствии с Уголовно-исполнительным кодексом осужденные обязаны трудиться на местах, определяемых администрацией исправительного учреждения. Но, разумеется, при трудоустройстве учитываются профессиональные навыки и пожелания.

- Много ли зарабатывают отбывающие наказание? На что и как они могут потратить зарплату?

- Во всех колониях практикуется сдельная оплата труда. Заработная плата перечисляется на лицевые счета осужденных. При этом гарантированный минимум заработный платы осужденного – 25%. Остальные деньги удерживаются на содержание (питание, обмундирование, коммунальные услуги) и исполнение исков.

Кто хочет работать, зарабатывает нормально. По показателю средней заработной платы мы на четвертом месте в ЦФО. Дневной заработок осужденных – около 220 рублей (в среднем по УИС – менее 180).

Некоторые, освобождаясь, увозят с собой порядка 50 тысяч.

Те, кто отбывает наказание в колонии-поселении, могут выписать в бухгалтерии учреждения деньги со своего счета и что-то купить в местном магазине.

- Могут ли осужденные получить специальность прямо в колонии?

- Конечно. У нас существует разветвленная система профориентации: три ПТУ, 18 учебных пунктов, 12 мастерских. Готовим специалистов по разнообразным профессиям: швеи, операторы котельных – с выдачей дипломов государственного образца. Полученные знания и умения отбывшие наказание могут с успехом использовать на свободе.

А КАК У НИХ?
В США заключенные федеральных тюрем работают на государственную корпорацию UNICOR. Вся ее продукция продается госучреждениям, прежде всего Минобороны. UNICOR имеет 78 фабрик на базе тюрем, в которых производится около 80 видов продукции (электроника, одежда, офисная мебель и т. д.). Частные тюрьмы заключают соглашения с крупными компаниями. Трудом заключенных пользовались Motorola, Microsoft, Boeing, IBM и другие фирмы и корпорации.
В Германии заключенные работают на предприятиях либо самих уголовно-исполнительных учреждений, либо частных компаний при тюрьмах. Наиболее распространено слесарное, столярное дело, пошив одежды и обуви, выпечка хлеба, прачечные, строительство, садоводство.
Во Франции к трудовой деятельности привлекается 3040% заключенных. Они могут заниматься хозяйственным обслуживанием тюрьмы либо работать на производстве на нужды пенитенциарной системы или частных предприятий. Зарплата заключенного должна быть в пределах 20-45% от минимальной оплаты труда временного работника. Частные компании обычно не афишируют использование труда заключенных, предпочитая действовать через подрядчиков. По материалам kommersant.ru.

 

Полная версия