«Варенье» из древних находок

13 октября 2015 15:16

Вы когда-нибудь видели деревянную голову лося, сакральную маску доисторического шамана или каменный боевой топор? Если нет, то вам стоит посетить археологический музей ИвГУ, возобновивший свою работу в новом корпусе университета на улице Тимирязева.

Наши предки поклонялись лосю, утке и медведю

Оружие, орудия труда, посуда, украшения, предметы культа – по ним можно изучать историю нашего края на протяжении нескольких тысячелетий. Вот голова лося, искусно вырезанная из сучка сосны – навершие ритуального жезла, использовавшегося в обрядах предков, связанных с культом лося-оленя. Около 10-12 тысяч лет назад происходили глобальные изменения климата, таяли ледники, мамонты, водившиеся в приледниковой зоне, начали вымирать. Главным объектом охоты древних людей стали лоси и олени. Они обеспечивали человека всем: мясом, шкурами, рогами и костями (последние шли на изготовление орудий труда).

Зооморфное сосновое навершие –часть культового жезла,использовавшегося в обрядах древних.

Около четвертого тысячелетия до нашей эры, когда древние начали задумываться об устройстве мира, распространяется космогонический культ водоплавающей птицы. «Из семи яиц, снесенных Уткой (шесть золотых и одно железное), и родилась Вселенная, весь видимый и невидимый мир», – гласит карело-финский эпос «Калевала». Эти верования могли быть близки и древним жителям нынешней Ивановской области.

Позднее – в третьем тысячелетии до н.э. – у аборигенов появился культ медведя, который стал почитаться как предок-покровитель рода (тотем). Об этом рассказывают изображения зверя из кремня, амулеты из его зубов и фаланг.

Голову лося нашли в сухом торфянике, она прекрасно сохранилась, ее даже не пришлось консервировать. А вот другие деревянные экспонаты, обнаруженные в толще очень влажного торфа, пришлось отправить в Москву, где их вываривали в… сахаре, как варенье. Ведь, как известно, сахар – лучший консервант.

Студенты откопали «амазонку» с кинжалом

В музейной экспозиции нашел свое место и образ человека 4 и 3 тысячелетий до н.э. Сквозь стекла витрин на посетителей смотрят люди той поры. Это скульптурные и графические реконструкции, выполненные антропологом Галиной Лебединской по черепам из сахтышских захоронений.

В ТЕМУ
В фондах археологического музея ИвГУ собрано 50 тысяч экспонатов. В экспозиции представлено около 200 самых ярких и интересных редкостей. Их собирали сотрудники и студенты вуза в Ивановской и Ярославской областях, начиная с 1962 года. Большинство найдено в ходе раскопок древних поселений и могильников на озере Сахтыш Тейковского района.

Студенты истфака во время одной из экспедиций откопали скелет женщины, захороненной в 4-м тысячелетии до н. э. Ее прозвали «амазонкой», потому что на одном бедре воительницы был прикреплен широкий кинжал из кости, а рядом с берцовой костью другой ноги лежал небольшой сапожный нож.

Каменный век, связанный с обработкой кости, дерева, камня, сменяется веком металла. За охотниками и рыболовами во втором тысячелетии до н.э. с Запада приходят скотоводы, вооруженные каменными боевыми топорами и знавшие уже металлургию бронзы, о чем говорят вещи в экспозиции.

Ученый ездил на раскопки до 90 лет

Отдельное место в музее занимает мемориальный уголок, посвященный известному российскому археологу Дмитрию Крайнову, основавшему Верхневолжскую экспедицию Института археологии РАН и руководившему ею более 30 лет. Многие поколения студентов исторического факультета проходили в этой экспедиции археологическую практику. Прошедший через войну и лагеря ГУЛАГа ученый ездил на раскопки до 90 лет. В музее находятся письменный стол, полевая сумка, рукописи, личные вещи Дмитрия Александровича.

«Экспозиция археологического музея ИвГУ, – отмечает доцент кафедры истории России Елена Костылева, – единственная в области, где представлено древнейшее прошлое нашей земли. Поэтому к нам приходят группы школьников, изучающих древнюю историю, здесь занимаются студенты истфака, приезжают для работы с коллекциями из других городов и стран ученые-археологи».

Полная версия