Красота в металле: от теленка до сварщика

15 сентября 2015 17:07

Есть такое выражение: «Город – не стены, город – люди». Люди, которые облик этого самого населенного пункта определяют. В последнее время наш город стал пополняться не только монументальными памятниками, но и бытовой скульптурой. Но всегда ли они удачно вписываются в городской пейзаж?

Областной центр, например, изобилует фигурами из металла скульптора-самоучки Владимира Волкова. Начиналось всё с героев мультфильма «Волк и теленок», выставленных на улице Театральной. Потом на одной из лавочек тогда еще проспекта Энгельса неприметно расположился металлический дедушка. За основу при его изготовлении скульптор взял образ своего прадеда. Дальше – больше. Памятник изобретателю сварки Бенардосу на проспекте Ленина имеет под собой историческую основу: изобретатель жил в нашем регионе. В парке Степанова, на месте бывшего железнодорожного аттракциона, расположились герои советских мультиков. Здесь осуществилась идея Волкова о создании ансамбля собственных скульптур под открытым небом.

В ТЕМУ
Памятник ополченцу времен Минина и Пожарского, установленный в 2012 году в Лухе, попал в Книгу рекордов России как самый маленький. 10-сантиметровая фигурка потеснила самого чижика-пыжика. Правда, уже через год лухскую достопримечательность обскакала 44-миллиметровая лягушка-путешественница из Томска.

Между прочим, уместность появления скульптур Волкова в некоторых местах вызывает вопросы. «Безусловно, металлические фигуры украшают парк Степанова. Но Бенардос достоин большего, чем памятник из железок. Почему-то в Лухе он есть, а в Иванове нет. Из работы Волкова даже не понятно, что это Бенардос. Декоративно-прикладные вещи стоит располагать именно в таких зонах, как парк Степанова. А вот на набережной Уводи, например, лицо города должны определять работы профессионалов», – размышляет ивановский скульптор Владимир Острижнов.

Некоторые любители футбола высказывались против того, чтобы скульптура Волкова – собирательный образ футболиста «Текстильщика» – заняла место на стадионе. В клубе же считают, что работа самоучки, наоборот, станет объектом привлечения болельщиков, символом клуба, как бронзовый болельщик на томских трибунах или Лев Яшин у стадиона «Динамо».

В ТЕМУ
Яркий пример бытовой скульптуры – памятник кошке Мухе в Плёсе. Кошачьих изваяний в нашей стране множество, но Муха – одно из известнейших. Версии о ее происхождении разные: то ли это абстрактная бродячая кошка, то ли вполне конкретная, погибшая либо под колесами автомобиля, либо от зубов собаки, защищая потомство. На деле Муха, любимица местного художника, действительно погибла от собаки. Кстати, переродившись в бетоне, Муха «погибла» еще раз: голову кошки отбили вандалы. Позже скульптуру восстановили.

Художник по металлу Георгий Караев утверждает, что перед установкой нужно обязательно знать, как связать скульптуру с городским ландшафтом. К сожалению, у нас в регионе это не всегда учитывается. Караев сетует на отсутствие спроса властей на работы профессионалов в части немонументальных памятников.

Ивановский арт-сквер, создававшийся как центр интересных скульптур, ограничился лишь двумя изваяниями. О плоского Аркадия Северного было сломано немало копий, но шансонье с сигареткой все-таки занял свое место. А бронзовая такса, без всякого сомнения, стала самым любимым необычным памятником у ивановцев и гостей города, засидевших собачку до блеска. Однако новые фигуры в артсквере пока не предвидятся. А жаль, поскольку по-настоящему качественных бытовых скульптур городу не хватает.

Владимир Острижнов положительно оценивает обе работы в арт-сквере, но говорит, что они диссонируют друг с другом: «Барельеф Северного уплощенный, а скульптура таксы округлая, хотя композиции в одном ансамбле должны быть выполнены в едином стиле. И это касается не только арт-сквера. Голова Есенина на непропорциональном монументе с водостоками из оцинковки – еще один пример несоответствия. Вообще, жаль, что в городе нет плана по установке памятников, как раньше был план монументальной пропаганды».

Историческая справка
Александр Тихомиров, краевед:
- До революции в Иванове в основном ставили памятники конкретным историческим деятелям, героям. Например, благодарные крестьянские общины увековечивали память Александра II, освободившего их от крепостного права. Его бюсты стояли в нынешнем местечке Авдотьино, на улице Суворова (в Рылихе). Памятники ему были и в Палехе, Парском, Родниках.
Бытовые же скульптуры, как правило, находились в частных владениях, украшали парки и усадьбы фабрикантов, зажиточных горожан. Например, в парке особняка Маракушевых (нынешнее здание областной думы) сохранились фигуры юноши и девушки в античных одеяниях. В шуйском парке стоят три грации. Всё это фигуры, установленные до революции.
В советское время начали устанавливать скульптуры в стиле сталинского классицизма: девушка с веслом, горнист и т. д. Они воплощали идею великолепия жизни и светлого будущего. Их и сейчас осталось достаточно, особенно в районах.

 

Уплощенный барельеф шансоньесоседствует с «полноватой» таксой.

Футболист все-таки занял своепривычное место – на стадионе.

class="asnippet">[[[ type:photo id:1928 style:full ]]]
Полная версия