Заработать на мяче

28 августа 2015 11:49

Профессиональный спорт многими воспринимается как бизнес. Руководители клубов создают рыночный продукт – спортивное событие, который должен быть продан. Мы попытались разобраться в том, может ли ивановский профессиональный спортивный клуб получать прибыль.

«Текстильщик» показывают бесплатно

Гендиректор главной футбольной команды области Юрий Ермаков уверен, что заработать в спорте очень сложно: «Во всем мире дай бог десяток футбольных клубов, топ-клубов, лидеров ведущих чемпионатов получают прибыль. Остальные убыточны. Другой вопрос – за счет чего они покрывают убытки», – поясняет Юрий Александрович.

Есть несколько китов, на которых держится экономика крупных футбольных клубов: продажа прав на телетрансляции, продажа атрибутики, билетов, сувенирки и т. д., продажа игроков, спонсорские вливания. В идеале эти доходы должны покрывать расходы владельцев клуба.

В ТЕМУ
Шуйская женская волейбольная «Шуяночка» – команда любительская. Девушки играют в первенстве ЦФО (в минувшем сезоне они заняли четвертое место). Деньги на выездные игры выделяются из областного бюджета. Ежегодно – около 460 тысяч рублей. Стартовый взнос для участия в первенстве – 60 тысяч, эту сумму собирают спонсоры, рассказала Елена Коркина, директор шуйской спортшколы, на базе которой создана «Шуяночка».

В качестве примера Юрий Александрович приводит английский чемпионат, где доход от телетрансляций (около двух миллиардов фунтов стерлингов) распределяется между всеми клубами высшего и первого дивизионов. В России эта сумма исчисляется сотнями миллионов рублей. Чувствуете разницу? Показ же игр низших лиг мало кому интересен. Лучшее, о чем здесь можно говорить, выход «в ноль». Так, матчи «Текстильщика» недавно начал показывать один из городских каналов. «Естественно, ни о каких доходах здесь речи идти не может. Просить деньги за трансляции мы не будем – телевизионщики сразу откажутся от показов», – рассказывает Юрий Ермаков.

Фомин – не Шевченко

Билет на футбол в Иванове стоит семьдесят рублей. «Текстильщик» – самая посещаемая команда в зоне «Запад»: в среднем на домашние матчи ходит около 3,5-4 тысяч человек. Но доля доходов от продажи билетов в общем официальном бюджете клуба (около 55 миллионов рублей) невелика. К тому же стадион находится в муниципальной собственности, команда его арендует.

Есть прибыль от продажи атрибутики, но и она скромная: 50-100 тысяч рублей в год. «Кто ходит на футбол? Пенсионеры, студенты, работяги. Бизнесменов мало. Что они покупают? Шарфы или значки за 15 рублей. Хорошая футболка стоит тысячу рублей, их уже не берут. То же самое с часами, которые мы выпускали с нашей символикой. Если бы у нас миллионы болельщиков по всему миру были – можно говорить об атрибутике, как о серьезной составляющей бюджета. Но мы – «Текстильщик», а не «Реал». И футболки Фомина не будут расходиться, как футболки Шевченко», – говорит Юрий Ермаков.

Гендиректор клуба приводит в пример немецкий «Шальке-04», у которого стадион на 80 тысяч человек и перед сезоном выкупается 60 тысяч абонементов. Билеты, поступившие в продажу, также расходятся влет.

Интересно, что в получении даже минимальной прибыли наши клубы ограничивают и некоторые законы. Речь идет, например, о запрете на продажу пива на стадионе. В Европе такого нет. А у нас прибыль на этом деле получают окрестные магазины и ларьки.

Чем стадион хуже кинотеатра?

В итоге получается, что 90% бюджета клуба – деньги, выделенные из бюджета. И такая ситуация в абсолютном большинстве российских клубов. Можно утверждать, что большие клубы спонсируются известными компаниями, но и «Газпром», содержащий «Зенит» из СанктПетербурга, и РЖД, опекающие московский «Локомотив», и другие корпорации – государственные. Исключение – частный «Краснодар» Сергея Галицкого.

В ТЕМУ
Любительский регбийный клуб «Белые Акулы» вообще существует на собственные средства. Спортсмены сами скидываются, расходуя деньги на покупку инвентаря и поездки. Прошлый сезон получился затратным: черно-белые вышли в финал Федеральной лиги регби, пришлось ездить не только по Золотому кольцу. Так, финал проходил в Казани. За сезон команда израсходовала около 150 тысяч рублей.

Похожая ситуация с финансированием и в низших футбольных дивизионах европейских стран. В 2010 году гендиректор «Текстильщика» ездил в Германию, в Вупперталь. Одноименный клуб играл в четвертом немецком дивизионе (что-то среднее между нашим КФК и второй лигой). На футбол там ходит столько же зрителей, сколько и у нас. Клуб полностью финансируется из местного бюджета. Также как и итальянский «Комо», выступающий в четвертом по силе дивизионе.

По мнению Юрия Ермакова, проблема получения прибыли клубами лежит в куда более глубоких плоскостях: «Рыночные механизмы в нашем футболе не работают потому, что мы пытаемся выдернуть и скопировать лишь часть западной модели. Почему наш зритель готов отдавать 200-400 рублей за поход в кино, а билет на футбол в 100 рублей – это уже считается дорого? В том числе и потому, что у нас нет инфраструктуры, как в Германии. С другой стороны, нельзя судить о футболе только с денежной стороны. У нас есть спортшкола, к нам приводят мальчишек, которые занимаются спортом. Может, они и не станут большими игроками, но они не проводят свое время на улицах, растут здоровыми… А этот эффект для государства и региона оценить деньгами невозможно».

В «Энергии» обещают заполнить болельщиками весь дворец

В фойе баскетбольного спорткомплекса «Энергия» глаза разбегаются от обилия атрибутики – от стандартных шарфов и магнитов до шоколадок с портретами игроков на обертках. Но и разнообразный ассортимент не гарантирует больших продаж: зал комплекса вмещает всего триста человек. На играх он всегда заполняется, но в руководстве клуба уверены, что баскетболистки способны собирать и большее число болельщиков, зарабатывая на билетах. С нового сезона билет на рядовые матчи «Энергии» стоит 200 рублей, на еврокубок – 300. Половина вырученной суммы уходит на оплату услуг охраны и скорой помощи.

«Мы возлагаем большие надежды на Дворец игровых видов спорта. Ведь на самые интересные матчи – скажем, против екатеринбургского УГМК, где играют лучшие игроки мира, – за нас приезжают болеть и из Кинешмы, и из Костромы. Зал на 2500 мест точно бы заполнялся», – считает спортивный директор «Энергии» Евгений Снигирёв. Гипотетическая выручка от продажи билетов может составить до полумиллиона рублей за матч (бюджет клуба на сегодня составляет 44 миллиона рублей, он наименьший в Премьер-лиге).

Кстати, нынешний зал не позволяет вести телетрансляции с матчей «Энергии», а во дворце эта возможность могла бы быть реализована. При учете того, что матчи будут показывать в Европе, искать спонсоров станет легче.

Спонсорам нужны льготы

По словам директора баскетбольного клуба Ирины Денисовой, в лучшие годы спонсорские вливания составляли 10% от бюджета команды. Сейчас чуть меньше. «Проблема в том, что для спонсоров спортивных клубов от государства нет никаких преференций. Сейчас в Госдуме готовятся поправки в закон, регламентирующие деятельность спортклубов и спонсоров. Ситуация должна измениться в лучшую сторону», – говорит Ирина Николаевна.

«На жеребьевке еврокубка я общался с будущими соперниками, представителями клуба «Лулео» из Швеции. Клуб полностью живет на спонсорские средства, но спонсор в итоге отбивает их в виде льгот и прочих послаблений от государства. Кстати, в России только два женских баскетбольных клуба частные», – добавляет Евгений Снигирёв.

В «Энергии» солидарны с мнением Юрия Ермакова в том, что основная прибыль от спорта не коммерческая. Она возвратится обществу в виде здорового поколения.

Полная версия