Золотые головы и руки седых мастеров

21 августа 2015 10:55

Коллективы машиностроительных предприятий региона сокращаются и стареют, а значит, не имеют перспектив. Трудная экономическая ситуация, в которой находятся сейчас заводы, лишь усугубила положение.

Каждое утро директор здоровается с рабочими за руку

Общая давняя проблема у всех машиностроительных предприятий – стареют рабочие кадры. В период сокращения объемов производства многие коллективы держатся сейчас на людях старших поколений, которые не гонятся за большой зарплатой.

«Наш завод основан еще в дореволюционное время, – говорит гендиректор Ивановского завода имени Королёва, председатель городского совета директоров машиностроительных предприятий Александр Крапостин. – У нас около 130 работников. Мы пережили кризис 90-х годов, начала 2000-х. Переживем и нынешний. Но в те годы федеральная власть хотя бы реструктуризировала машиностроителям долги и ослабляла налоговую нагрузку. Сегодня такой государственной поддержки нет. Много лет ведем безуспешный диалог о партнерстве с городской властью. Но я не помню, когда последний раз нас приглашали в мэрию…»

Завод Королёва производит оборудование для льнозаводов России и еще год назад отгружал свои линии Белоруссии. Несмотря на кризис, предприятие занято на полную рабочую неделю, но, говорит гендиректор, готовая продукция идет на склад. Ее скопилось на 100 миллионов рублей, хотя линии и машины востребованы: «У наших покупателей нет денег».

Белорусские же партнеры, выручавшие завод в начале 2000-х, теперь сделали ставку на бельгийские линии, хотя они намного дороже. Но, надеются ивановцы, сотрудничество возобновится.

«За первое полугодие объем производства по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 27%. Реализуем отдельные машины и за счет этого платим налоги и зарплату людям. Правда, небольшую», – признается Александр Крапостин.

Директор сплотил людей вокруг японской идеи верности фирме. Он каждый день обходит утром цеха и здоровается за руку с каждым опытным рабочим, вокруг которых объединяются цеха. «Станочники высшей квалификации – главное богатство завода» – так объясняет он свое внимание к ним.

На глаз определит любую марку стали

55-летний Сергей Михалёв – токарь пятого разряда (сдавать на высшие, 6-й и 7-й, нет смысла, так как за них дополнительно не платят). Он один из тех, на ком держится завод. Трудится в инструментальном цехе с 1984 года – сразу после окончания Ивановского машиностроительного техникума.

На своем станке, не скрывает восхищения мастер Галина Ермакова, может выточить любую сложную деталь. Ни единого случая брака за 30 лет! За эти годы Сергей Алексеевич в совершенстве освоил и профессии шлифовщика, фрезеровщика, резчика металлов, заточника инструментов. Любую марку стали определяет на глаз лучше технолога.

«Совершенства в нашей профессии достичь невозможно, – возражает Сергей Михалёв. – Надо учиться всю жизнь. Я родом из Липецкой области. Еще в школе мечтал стать электромонтажником. Но в школьную мастерскую привезли станки – я стал помогать наладчику в их установке. И очень мне понравилось это дело. Работа в нашем цехе, где изготовляются инструменты и оснастка, – творческая. Здесь нет никакого массового производства. Ни один заказ не повторяется».

Стать асом-станочником в профтехучилище невозможно, говорит Сергей Алексеевич. Мастерство приобретается только на практике, с помощью наставников. Ему вначале помогал Юрий Руденко, отдавший цеху 50 лет. Ветерану сейчас 90.

Есть и у нынешних асов ученики. Но их мало. Мальчишки неохотно идут в станочники. Начальник механического цеха № 7 Александр Афонин (кстати, 20 лет руководивший профлицеем № 8), говорит, что такая же кадровая картина и в этом коллективе. Двум самым молодым рабочим – 36 лет и 43 года. Остальные из 20 станочников – это люди предпенсионного и пенсионного возраста.

Переплатили за аренду шесть миллионов

Без помощи государства машиностроение региона, единодушны все, от гендиректора до рабочего, не поднять. Речь идет даже не о финансовых ресурсах, а о взаимовыгодных партнерских отношениях.

К примеру, предприятие накопило задолженность за аренду земли в 2011-2012 годах – 2,4 миллиона рублей. Это результат роста кадастровой стоимости земли. Областной арбитражный суд своим решением уменьшил предприятию стоимость аренды в четыре раза! А до этого она составляла 258 тысяч рублей за сотку земли. То есть, говорит Александр Крапостин, «мы за эти годы переплатили шесть миллионов руб лей. Для небольшого завода это очень большие деньги».

Кроме того, по территории предприятия проходят три канализационных коллектора с Рабочего поселка, находящиеся в собственности «Водоканала», и небедная организация не платит за использование заводской земли ни рубля. Машиностроители просили городскую власть поддержать завод и повлиять на коммунальщиков, обещая расплатиться с долгами по аренде. Однако действия чиновников мэрии привели лишь к тому, что судебные приставы… недавно заблокировали расчетные счета завода. А 10 августа арестована готовая продукция – машина для первичной обработки шерсти.

На «Автокране» перестали готовить станочников

Ухудшение финансово-экономической ситуации в машиностроении региона повлияло и на кадровую ситуацию в отрасли в целом. На ивановском «Автокране», сообщила начальник службы управления персоналом Наталья Гадзинская, из-за малого количества заказов людей отправляют в отпуска. Набор станочников прекратили вообще, хотя еще в прошлом году учебный комбинат завода обучал до 150 рабочих в год.

Автокрановцы с огромным опытом начали увольняться и уходить в другие профессии. Предприятие теряет даже «золотые головы и руки» 5-го цеха, где на станках с программным управлением работают специалисты с высшим образованием.

Четыре дня в неделю – таков сейчас рабочий режим на оборонном 308-м авиаремонтном заводе, сообщила кадровая служба предприятия. Здесь в этом году сокращено 150 человек. А ведь относительно недавно авиаремонтники строили планы подготовки слесарей-сборщиков в Ивановском колледже № 2 и была набрана специальная группа для престижного предприятия.

«В этом году прошел первый выпуск авиаремонтников, – рассказывает замдиректора колледжа Наталья Буровнина. – После подъема отрасли дватри года назад повысился и интерес ребят к машиностроительным специальностям. Они мечтали работать на прославленном заводе. Но ни одного из них на 308-й не взяли. По договору готовили мы и кадры для завода Королёва. Но там тоже нет наших парней».

Тем не менее в колледже, говорит его директор Вячеслав Маркелов, в этом году не стали открывать группы парикмахеров и другие непрофильные дисциплины. План по набору снова выполнили за счет станочников, слесарей по ремонту автомобилей, сварщиков. Надежда на возрождение отрасли сохраняется?

Полная версия