Зеркало Бубновых приобрели за 30 тысяч

7 августа 2015 11:37

Кризис затронул все сферы нашей жизни, и культура – не исключение. О том, чем живет в это непростое время один из главных музеев области и какие проекты он готовит, несмотря ни на что, мы поговорили с директором музея Бурылина Сергеем Коноревым и заведующим отделом «Центр музейного туризма» Денисом Докучаевым.

В выставочном центре откроют краеведческую экспозицию

- Сергей Владимирович, что изменилось в музее в связи с текущей экономической ситуацией?

- Музей – это бюджетное учреждение, и мы получаем областную субсидию на содержание наших зданий и выплату зарплаты сотрудникам, на основную деятельность. Но, конечно, музей имеет и собственные заработки. Эти деньги уходят на стимулирующие выплаты сотрудникам за выполнение определенных показателей, на содержание техники (кассовых аппаратов, например), сувенирную продукцию.

Кризис мы ощутили. Нам сократили субсидию из бюджета на закупку мебели, оргтехники и т. д. Но пока это никак не сказалось на нашей деятельности: технику мы закупили недавно, мебель у нас тоже еще хорошая. Мы ожидали денег на ремонт наших зданий, но пока, видимо, с этим придется повременить. Здания у нас старые, все – объекты культурного наследия, их надо постоянно поддерживать. Кроме того, у нас есть музейно-выставочный центр на Советской, который вообще закрыт по техническим причинам. Он требует ремонта. Кстати, деньги из бюджета на эти цели выделены. Думаю, что к весне следующего года здание откроет свои двери и, может быть, даже начнет приносить доход. То, что такое большое здание стоит без дела, – неправильно. И к тому же у нас нет полноценного, большого выставочного центра, где можно было бы проводить масштабные выставки.

- Что будет в здании на Советской?

- Прежде всего, в МВЦ откроется краеведческая экспозиция. Парадокс, но в нашем городе ее нет. Есть ее отдельные элементы, например зал «Природа ивановского края» или несколько стендов в Музее ситца и в Музее первого Совета. Большая, правильно организованная краеведческая экспозиция нам очень нужна.

Возвращаясь к вопросу о кризисе. В связи с инфляцией музею пришлось поднять цены на билеты. Скажу сразу: незначительно, гораздо меньше, чем это сделали наши коллеги из других музеев. В прошлом году входной взрослый билет стоил 70 рублей, сейчас – 100. Но у нас по-прежнему действуют социальные цены на билеты. Например, один раз в месяц мы приглашаем школьников посетить наш музей бесплатно всем классом, оплатив только экскурсионное обслуживание (30 рублей с человека). Сейчас это даже дешевле, чем две поездки в общественном транспорте.

На заброшенных чердаках – много ценных вещей

- Знаю, что музей ведет активную научную деятельность. На ней кризис не сказался?

- Да, наукой мы занимаемся много, скоро станем конкурентами университету (улыбается). Мы издаем журнал «Бурылинский альманах» (два раза в год). Деньги на него изыскиваем сами. Иногда издаем журнал на средства целевой субсидии, как это было, например, с третьим номером: его субсидировали в рамках празднования 70-летия Победы.

Из-за нехватки финансов пока не может выйти в свет книга по экслибрисам Бурылинской библиотеки. В этом году появится издание, посвященное капитану Борису Мигачёву. Это наш земляк, участник Первой мировой войны, запечатлевший на фотографиях быт того времени. Его интереснейшие фото еще нигде не публиковались. В планах и публикация уникальной графики времен русско-японской войны (открытки, плакаты) и фотографий того времени, случайно найденных на чердаке одного из домов в Иванове. Постараемся получить для этого грант.

Будут продолжены и ежегодные краеведческие экспедиции наших сотрудников в районы области. Они обходятся нам недорого: командировочные расходы, деньги на бензин, небольшая сумма для выкупа у населения определенных ценных для нас вещей. На закупки дается 15-20 тысяч рублей, причем часто наши сотрудники их даже не тратят полностью. Предметов, представляющих реальную музейную ценность, не так много. И большинство из них музейщики находят в заброшенных домах вымерших деревень.

Бывает, что покупаем и более дорогие вещи: например, недавно купили подлинное зеркало семьи Бубновых за 30 тысяч рублей. Думаю, это недорого для такой интересной вещи середины XIX века. В целом на пополнение фондов тратим немного: как правило, большинство вещей, представляющих для нас ценность, население просто дарит музею.

- Количество грантов в кризис не уменьшилось? Может быть, труднее стало их выигрывать?

- Я не думаю, что что-то изменилось. Но, кстати, в этом году мы выиграли только так называемые личные гранты – на деятельность определенного сотрудника. Еще один грант (на проведение конференции) был одобрен в 2014 году. Но я не связываю факт отклонения наших заявок с кризисом. Просто в прошлые годы нашему музею давали много грантов, теперь, видимо, в различных фондах решили, что нужно спонсировать и наших коллег. Но, конечно, мы продолжаем работать в этом направлении.

Посетителей пригласят в коммунальную квартиру

Денис Докучаев.

- 8-10 октября в Иванове пройдет научная конференция, посвященная музеефикации индустриального наследия (в рамках проекта «Манчестер»), – рассказывает Денис Докучаев. – Проект стартовал в 2011 году, в 2012-м ее поддержал наш музей, а в этом году нам оказал помощь Фонд Потанина и выделил грант на проведение конференции с образовательной программой, где музейщики со всей области смогут повысить свою квалификацию, пообщавшись с экспертами и коллегами из других регионов, например с Урала.

- Что такое музеефикация?

- Это процесс перевода предмета или явления из привычной среды бытования в музейную. При этом предмет помещается в другой контекст истории и в другое пространство, что бывает полезно для понимания его сути. Например, сейчас очень часто говорят: для того чтобы понять советскую историю, нужно ее музеефицировать, представить в музее. Понятное дело, что мы не можем музеефицировать здания и фабрики. Но есть множество других свидетельств мощи индустриального прошлого нашего города, которые можно показать в музее: фотографии, документы, произведения искусства, чертежи зданий и многое другое. Сейчас единственная индустрия, которая у нас музеефицирована, – это текстиль.

- А что еще можно музеефицировать?

- Например, архитектурное наследство конструктивизма. У нас есть большое количество фотодокументальных свидетельств памятников архитектуры. Я уверен, что, начав заниматься этой темой, можно найти еще много интересного. Есть задумка организации музейного пешеходного городского маршрута, который условно можно назвать «Красная нить». Мы продумывали его совместно с ивановским ученым Михаилом Тимофеевым. Начинается он у железнодорожного вокзала, проходит по центру, а финальной точкой должен стать музейно-выставочный центр на Советской. Там в рамках экспозиции можно показать то, какими были только что увиденные в городе здания и памятники раньше.

Можно музеефицировать и наследие советского прошлого. Например, осенью (предположительно, к 7 ноября) у нас открывается выставка «Коммунизм, коммуна, коммуналка». Попытаемся показать быт коммунальной квартиры разных десятилетий. Что примечательно, в Музее первого Совета, где будет открыта выставка, до 60-х годов и была коммунальная квартира. Так что планов по музеефикации у нас много. И научная конференция станет значительным шагом в этом направлении.

Полная версия