По ивановским рекам – на индейском каноэ

28 июля 2015 17:51

Двое энтузиастов сняли гараж у соседки и вечерами, после работы, мастерят там эксклюзивные каноэ. А по выходным они часто рассекают на индейских лодках по Уводи, вызывая восторженные взгляды прохожих.

Приехав из Славянска, нашел дело по душе

Александр с декоративной лодкой,сделанной своими руками.

Год назад многодетная семья Васильевых была вынуждена срочно уехать из украинского Славянска в Иваново, где живут родственники. «Взял только самое дорогое – семью и спиннинг», – с грустной улыбкой говорит глава семьи Павел Васильев. Сняли частный дом в Авдотьине, наладили быт. В Иванове у Васильевых родился четвертый ребенок. Чтобы прокормить большую семью, Павел устроился работать на стройку. Но работа работой, а хотелось еще найти дело для души. Решил сделать лодку, чтобы рыбачить. Благо в Ивановской области рек предостаточно.

«Давно увлекаюсь рыбалкой. На Украине приобрел себе лодку. Отрыбачил на ней сезон и понял, что это не то плавсредство, которое мне нужно. Хотел купить хорошую лодку с жестким каркасом, но они оказались очень дорогие. Тогда решил сделать каноэ сам, – вспоминает Павел. – Информацию собирал по крупицам. Нашел простейшие выкройки в Интернете. Скачал книгу на английском языке и потихоньку ее переводил. По ней была выбрана реечная технология изготовления – «стрип планкинг». Лодка, собранная по такой технологии, обладает высокой прочностью, малой массой и долгим сроком жизни. При должном уходе каноэ служат хозяевам 50-60 лет».

Циркулярную пилу подарил благотворительный фонд

Идеей построить еще одно каноэ «Вабнаки» Павел поделился со своим ивановским братом Александром Ушаковым, и тот с радостью ее поддержал и помог всё организовать. Специальных инструментов для изготовления лодки не требовалось: циркулярная пила, электролобзик, шлифовальная машинка, молоток, гвозди. Циркулярную пилу Павлу Васильеву подарила общественная организация «Мы», которая помогает беженцам.

Павел в мастерской.

Сосновые доски, которые хорошо поддаются обработке, и стеклоткань брали в местных магазинах. (Кстати, сухие и ровные, без сучка и задоринки, доски, в Иванове найти в нужном количестве непросто.) Эпоксидную смолу, которой пропитывается стеклоткань, заказали в Москве. Встал вопрос: где организовать мастерскую. Были мысли на лето просто сделать шатер из пленки. Но узнали, что соседка напротив сдает гараж. Он-то и стал служить мастерской.

Все секреты изготовления ни один каноист не откроет. Но основы мне всё-таки удалось узнать. «Всё начинается с эскиза от руки. По нему в специальной компьютерной программе разрабатываем макет. Программа помогает подготовить чертежи и расчеты. Затем в мастерской делаем стапель – деревянное сооружение для постройки судна. Вырезаем из ДСП так называемые ребра и выставляем их в нужной последовательности, на определенном расстоянии. Так получается форма лодки. Все линии должны совпадать, особенно ватерлиния, по которую лодка будет погружаться в воду при максимальной загрузке», – рассказывает Павел Васильев.

КСТАТИ
Каноэ – универсальное название для маломерных гребных судов разных народов. Характерной его особенностью является способ гребли с помощью лопатообразного однолопастного весла, которым также можно и рулить, поворачивая весла в воде и меняя его траекторию в конце гребка. Гребцы в каноэ располагаются сидя на дне лодки или на сиденьях-банках. Древнейшее в мире каноэ датируется 8000 годом до н. э. Оно было обнаружено на территории Нидерландов.

Далее идут в ход сосновые рейки. Получившуюся лодку внутри и снаружи шлифуют, шпатлюют, оклеивают стеклотканью и пропитывают эпоксидной смолой. Это предохраняет древесину от попадания влаги. Враг эпоксидной смолы – солнце. Поэтому изделие покрывают прозрачным лаком и частично резиновой краской. При желании можно сделать индейский орнамент.

Сидения мастерят из джута (натуральное текстильное волокно, изготавливаемое из растений). Плетут его вручную. Каждая ниточка затягивается колышком, а затем изделие пропитывается лаком. Лодку, по словам мастеров, можно декорировать кожей и берестой.

Для каноэ, как правило, делают узкие и длинные (эскимосские) весла. В отличие от круглых и широких прямоугольных такими веслами легче управлять лодкой.

На изготовление каноэ уходит немало времени – около двух месяцев.

Соревновались на Ухтохме с неопознанными судами

Почему именно каноэ? Оно идеально подходит для отдыха на воде. Челнок идет по реке спокойно, без брызг. Это успокаивает, умиротворяет, позволяет неспешно созерцать природу.

Однако только неспешными прогулками братья не обошлись. Этой весной они решили поучаствовать в сплаве «Ухтохма-2015», который организовал ивановский туристический клуб «Абрис».

Лодка хорошо перевозится даже на легковой машине.

«Соревновались каяки и байдарки. А поскольку на каноэ мы были одни, то нас определили к неопознанным судам. В одной группе с нами шел плот из пластиковых бочек и пенопластовая лодка», – с улыбкой вспоминает Александр Ушаков.

Во время соревнований братья разогнались так, что упали в воду, а их лодка перевернулась. Они и сами промокли насквозь, и их одежда, еда, палатка – тоже. Но мужчины не растерялись и быстро вернулись в строй. И даже учитывая форс-мажор, финишировали вторыми среди неопознанных судов.

«В апреле было прохладно. Я развесил сушить вещи, а на утро они превратились в ледяные колья. Но это не омрачило наш сплав. Было весело и позитивно. Никто не заболел», – говорит Александр.

В ТЕМУ
Цена каноэ зависит от размера, материалов, дизайна и начинается от 50 тысяч рублей. Научиться управлять плавсредством можно в течение часа, специальных знаний и навыков для этого не требуется. Сотрудники ГИМС документы у каноистов не спрашивают. Главное, не забыть надеть спасательные жилеты и положить в лодку «конец Александрова». До места сплава каноэ можно перевезти на легковой машине, закрепив на рейлингах жгутами.

В планах наших собеседников – построить что-то посерьезней, например гондолу или лодку «Дракон». По мнению умельцев, очень зрелищно, когда китайцы вдесятером сидят на лодке и гребут на скорость. Подобные соревнования можно устраивать даже на нашей Уводи.

«Хотелось бы с помощью любимого хобби зарабатывать себе на жизнь. Ведь большую семью надо кормить, – делится своими мечтами, а скорее планами Павел Васильев. – Лето скоро закончится и в гараже мастерить лодки будет невозможно. Сейчас мы подыскиваем небольшое отапливаемое помещение под мастерскую, но, к сожалению, пока безуспешно».

Полная версия