Секреты «Лизы Алерт»

10 сентября 2013 23:59

Как искать пропавших людей? Ведь «бегунок» принципиально отличается от «потеряшки». Человек может не просто заблудиться в лесу, собирая грибы, а намеренно уйти из дома и прятаться, не желая, чтобы его нашли. Концепция каждого поиска разрабатывается индивидуально, с учетом психологии пропавшего. Профессиональными секретами с «ИГ» делятся волонтеры ивановского поискового отряда «Лиза Алерт».

Девочка Лиза погибла на девятый день после пропажи

Добровольческий поисковый отряд был назван в честь погибшей девочки – Лизы Фомкиной.

А слово «алерт» в переводе с английского означает «тревога». Пятилетняя девочка и ее тетя из Московской области 13 сентября 2010 года потерялись в лесу, и в течение первых пяти дней их практически никто не искал. Если бы поиски начались хоть на день раньше, финал этой истории мог бы быть совсем другим.

Только когда информация о пропавших попала в Интернет, сотни неравнодушных людей откликнулись и начали поиски своими силами. Запоздалая реакция органов внутренних дел и МЧС привела к тому, что Лизу нашли, но было уже слишком поздно... Ребенок умер от переохлаждения на девятый (!) день со дня пропажи, а нашли ее на десятый.

Девочку искали почти 500 добровольцев, день за днем, метр за метром прочесывая лесной массив. Они не знали лично ни ее саму, ни ее семью. Они просто не смогли остаться равнодушными. Потрясенные этой трагической историей волонтеры – простые люди, откликнувшиеся на крик о помощи и практически самостоятельно организовавшие поиски, – решили объединиться, чтобы подобное больше не повторилось. Спустя 20 дней – 14 октября – в Москве появился на свет поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт». Затем такие добровольческие объединения стали создаваться по всей России. Сегодня отряды «Лиза Алерт» уже существуют в 44 регионах нашей страны и в Белоруссии.

«Сезон» поисков волонтеры открывают в начале учебного года

Волонтеры ивановского поискового отряда «Лиза Алерт» заметили такую тенденцию: «бегунки» заметно помолодели. Из дома стали убегать восьмилетние дети. Прошлой зимой искали сразу двоих. «Летом детям хватает свободы, «бегунков» практически нет, – рассказывает волонтер отряда «Лиза Алерт» Василий Щедрин. – С началом учебного года непонимание с одноклассниками и родителями, видимо, возрастает. У нас начинается «сезон». Причем беглецов из детских домов или коррекционных школ-интернатов в нашем поиске не бывает. Сбегают именно домашние дети».

Есть подростки со склонностью к бродяжничеству. Волонтеры приблизительно уже знают, куда они могут уйти и в каких местах их нужно искать. Есть те, кто сбежал, но боятся вернуться – думают, что будут ругать. С такими детьми проще: они сами хотят, чтобы их нашли. Гораздо сложнее искать тех, кто прячется. По законодательству, родители должны дать письменное разрешение на размещение информации о своем пропавшем ребенке в социальных сетях.

Буквально на днях очень быстро нашли совсем маленькую девочку, лет двух. Она осталась без присмотра в песочнице своего двора – старшая сестра отвлеклась, и ребенок ушел со двора своего дома довольно далеко.

Но иногда поиски затягиваются. Самое трагичное, когда волонтеры находят детей погибшими. По статистике, из 10 погибших детей любого возраста 9 – утонувшие. Вода их манит, говорят о своем печальном опыте спасатели «Лизы Алерт».

Вставка:

Правило «трёх К» для родителей

Каждый раз, провожая ребенка, мы должны знать КУДА он идет, КТО его сопровождает (с кем он должен встретиться) и КОГДА он должен вернуться.

Пожилые грибники уходят на десятки километров вглубь леса

В поиске пропавших старичков и старушек есть свои заморочки. Во-первых, часто уходят из дома пожилые люди, страдающие потерей памяти. В городе их отыскать несложно, говорят волонтеры. Трудности бывают с потерявшимися в лесу грибниками. «Когда устанавливаем место нахождения «потеряшки», просим только об одном: чтобы он оставался на месте. Но получается, что мы его ищем на одном участке, а он – за 20 километров! Даже не верится, что в 70 лет можно так резво ходить», – говорит Василий Щедрин.

Люди не привыкли к опасности и ведут себя порой неразумно. Грибники, например, очень часто заходят в болото. Тогда они уже создают риск для тех, кто их ищет. А первое правило отряда «Лиза Алерт» – не увеличивать количество пострадавших. Иногда ребятам приходится возвращаться в штаб, если кто-то получил травму. Поиски затягиваются. 

Но встречаются и послушные старушки, тогда их находят быстрее. В Тейковском районе в пять часов вечера одна бабушка отправилась за грибами. К счастью, она  ушла с мобильным телефоном и сама позвонила родным, что заблудилась. Те сообщили в МЧС, а спасатели – волонтерам. У ребят два часа ушло на сборы и дорогу до места, где пожилая женщина вошла в лес. Они рассказывают, что бабушка запаниковала и в стрессовом состоянии сама вышла на какую-то тропинку. Ее только попросили оставаться на месте, она послушалась и  дождалась группу поискового отряда.

«Сейчас у нас самый «сезон», до первого снега – пока все грибы не пройдут», – улыбается волонтер Артём Косульников. – А потом пойдут «бегунки». В общем, не соскучишься, говорят ребята. Это очень тяжелая работа – выматывает эмоционально и физически. Спрашиваю: но ведь хочется найти? «Хочется найти и скорее домой – спать!» – шутит Артём.  

Волонтеров собирают через Интернет

Поиск ведется не только прочесыванием местности. Сбор и размещение информации в основном происходит на сайте «Лизы Алерт» (lizaalert.org). Он – общий для всех регионов России, так же, как единый телефон горячей линии из любого региона: 8-800-700-54-52. На форуме сайта все, кто подает в розыск, могут оставить заявку и почерпнуть для себя много полезной информации.

В социальной сети «ВКонтакте» существуют группы поисковых отрядов каждого региона, в том числе нашего. Через Интернет не только объявляется сбор волонтеров, но и размещается ориентировка – портрет с данными «потеряшки». Его просто могут узнать прохожие, встретив где-то на улице. Кроме того, о «бегунке» многое могут рассказать его приятели, кто-то переписывался с ним накануне в Интернете и знал о его намерениях. Чтобы суметь разговорить ребят, волонтеров специально обучают психологи. 

Поиски пропавших людей бывают городские и лесные. На поиск в черте города разрешается привлекать всех знакомых «потеряшки» – хоть его десятилетних одноклассников. В лес в составе поискового отряда могут отправиться только совершеннолетние добровольцы: родственники, знакомые  и посторонние неравнодушные люди. Основное правило в лесу: по одному не ходим! Группа из 4-5 человек (на языке волонтеров - «лиса») прочесывает местность на расстоянии видимости или даже вытянутой руки. Иногда, говорят ребята, приходится идти, держась за руки.

Ребята заметили, что обращаться к ним стали чаще. За 2012 год, по данным ивановского отряда «Лиза Алерт», в связи с обращениями ими было организовано 39 поисков, искали 41 человека. За неполный 2013 год – уже 112 поисков, 132 человек. «Раньше нам звонили спустя две недели, как человек пропал, а теперь – молниеносно», – говорит Василий.

Врач и педагог работают в одной команде

Ивановскому отряду «Лиза Алерт» недавно исполнилось полтора года. Если сегодня собрать всех, кто имеет опыт поисков, получится 25 человек. Но отряд постоянно пополняется новыми добровольцами.   

Например, совершенно посторонний человек откликнулся, когда был объявлен поиск 17-летней девушки в Лежневском районе. «Дело было летом. Подъехал к нашему месту сбора парень в сланцах, в джинсах, сказал, что хочет помочь. Мы его переодели-переобули. Он отходил с нами весь день – ничего, вот уже несколько месяцев в нашем отряде», – рассказывает Василий Щедрин.

По словам уже состоявшихся волонтеров, они испытывают чувство внутреннего удовлетворения, когда находят пропавших. «Все люди делятся на тех, кому это надо, и на тех, кто этого не понимает», - продолжает рассказывать Василий. Сам он пришел в отряд, когда через социальную сеть «ВКонтакте» был объявлен поиск мужчины. Было это 23 сентября прошлого года. До сих пор местонахождение пропавшего неизвестно. Но Василий остался в отряде и помог найти десятки людей.

Сергей Бутрий по специальности – врач, в штабе такой человек просто жизненно необходим. К тому же Сергей освоил профессию картографа и сам в составе отряда отправляется на поиски. 

Наталья Тарасова – профессиональный педагог, изначально вызвалась помогать  волонтерам и предложила оставлять у нее детей, когда родители отправляются на поиски. Но и она на первый свой поиск отправилась вместе со всеми.Главное, что люди занимаются благородным делом  от души: когда могут и когда у них есть желание.

Полная версия