Бывшего гитариста «Рок-ателье» на фестиваль пригласил губернатор
Оба дня в Плёсе периодически шел дождик, и зрителям приходилось прятаться под зонтиками или кутаться в голубые дождевики, которые выдавались здесь же, на берегу. Сцена была сооружена прямо на дебаркадере, а мастер-классы проходили в зале «Левитан-холла».
Музыка была слышна повсюду: не только у сцены, но и с самых высоких точек города. Впервые в Плёсе при поддержке Министерства культуры России и телеканала «Дождь» музыкальный фестиваль собрал под свое крыло гитаристов разных жанров и направлений.
«Меня поразил высокий уровень музыкантов России!» - такие слова было лестно услышать из уст человека, который сам – легенда. Руслан Давыдов эмигрировал из Советского Союза в Израиль, когда рок-музыку запрещали. Но, думаю, многие наши читатели помнят группу Криса Кельми «Рок-ателье». Руслан Давыдов был гитаристом этого коллектива, а хит «Ночное рандеву» открыл для него двери из андеграунда в шоу-бизнес. И вот по приглашению губернатора Михаила Меня Руслан приехал в Плёс на Первый российский фестиваль гитарной музыки.
«Здесь выставка коллекционных гитар…»
Руслан Давыдов проводил мастер-класс игры на гитаре собственного производства. По его словам, он сейчас полностью ушел в бизнес, не играет, хоть и музыкант с консерваторским образованием.А гитары «ERG», которые выпускает его фирма, - это не товар, а штучные изделия. В год их появляется не более 500, да и те на заказ. Константин Голдынский, директор фестиваля, заметил: «У нас интересные гитаристы, в первую очередь, но еще и инструменты очень важны. Здесь выставка коллекционных гитар - целая история о том, как изготавливают инструменты. Их представил мастер, который знает, как делать штучные гитары».
Заслуженный работник культуры России, преподаватель государственного музыкального колледжа эстрадного и джазового искусства (бывшей «Гнесинки») Михаил Суджан рассказал, что в свое время он занимался по 15-16 часов в сутки. «Все музыканты – великие трудоголики. Здесь выступал Антон Давидянц – мой выпускник и один из лучших бас-гитаристов России. Спросите у него: сколько часов в сутки приходится играть, если ты – гастролирующий музыкант. А я преподаватель: чтобы поддерживать форму, мне не надо разыгрываться перед выступлением. Я уже с большой сцены ушел на профессиональную», - пошутил гитарист.
Когда на мастер-классе, который проходил в форме свободного общения, Михаила спросили, почему он выбрал именно гитару, тот рассмеялся и ответил: «А потому что девушкам нравилось! Посиделки, Высоцкий… Всё начиналось с этого».
Блюз в исполнении Суджана вскружил голову многим слушателям и особенно - слушательницам. Хотя среди зрителей было немало тех, кто на фестивале влюбился в другого блюзового гитариста – Бориса Булкина. Кстати, всё происходило без фонограммы: музыканты честно играли то, что умеют. Это был диалог между профессионалами и начинающими исполнителями. «Монстры» рока и джаза советовали новичкам не ошибиться, выбирая нелегкий путь гитариста.
Фестиваль в Плёсе изначально был задуман как площадка для обмена опытом маститых исполнителей и начинающих. Поэтому конкурса среди гитаристов не проводилось. На сцене выступили известный российский гитарист-виртуоз Дмитрий Четвергов, французский гитарист Фред Белинский (он считается одним из ярчайших представителей стиля Gypsy Jazz), группа «Рок-синдром» и ее руководитель - гитарист-виртуоз Сергей Горбунов, группы «Iron & Iron Band», «Страйк», «Мастер»… И это далеко не полный перечень участников.
Чем Плёс похож на Вудсток
Гитаристы были разные: звучали и рок, и панк. Были и те, кто не пытался произвести впечатление на слушателей громким звуком. Ивановский коллектив «Берега» выступил с акустической программой. Показом гитарных приемов развлекал публику Дмитрий Малолетов. Он, кстати, один из немногих в России владеет техникой игры на гитаре «двуручным независимым теппингом». Порадовала зрителей рок-группа «Kallisa» с яркой, зажигательной солисткой, а на не менее колоритных музыкантах-мужчинах были килты – традиционные шотландские юбки.
Еще до начала фестиваля его ведущий Михаил Казырев, автор программы «Мешанина» на радиостанции «Серебряный дождь» и продюсер ночного эфира телеканала «Дождь», провел параллель между Плёсом и одним из знаменитейших рок-фестивалей Америки эпохи хиппи: «В Плёсе 2 тысячи 800 жителей, в Вудстоке на момент начала там фестивального движения проживало не больше. В маленьких городах совершаются исторические вещи».
Сам Козырев, оказывается, давний поклонник Николая Девлет-Кильдеева – гитариста знаменитой рок-группы «Моральный кодекс», достойно выступившего и на первом гитарном фестивале в Плёсе. На сцене «зажигал» и фееричный Алексей Страйк (Юфкин), играющий в стиле хэви-метал и трэш-метал. По выражению Михаила Козырева: «Страйк умело укрощает струнных демонов».
В общем, с удовлетворением можно констатировать, что интерес к фестивалю гитарной музыки в Плёсе был велик, и в дальнейшем это музыкальное событие обещает стать еще более масштабным.