«Половодью в Холуе рады только гуси»

27 апреля 2013 23:59

Корреспонденты «ИГ» побывали в затопленном поселке в самый пик паводка (сейчас он уже идет на спад) и поговорили с местными жителями об этом ежегодном явлении. Как оно, жить в «русской Венеции»?

Я никогда не была в Холуе, поэтому на предложение фотокора съездить с ним в понедельник, 22 апреля, «посмотреть на паводок», ответила быстрым и категорическим согласием. Даже поменялась дежурством по номеру в этот день, спасибо коллеге.

«Туристам хорошо – нам проблемы»

И вот он, Холуй. Русская Венеция… Жители, увидев мой восторг, быстро вернули меня на грешную землю: «Вот вы приезжаете, снимаете, а нам тут жить».

Жить, как выяснилось из разговоров с местными, «не очень».

- Вы спросите тех, чьи дома уже залиты водой, – посоветовали стоявшие на набережной художники. - Легко ли детям сидеть несколько дней на чердаке? Ни поиграть, ни на улицу выйти. Берег разрушается, подмывается водой. В домах грибок. Раньше, годах в 60-х, за сбросом воды на въезде в поселок (там, где через насыпь моста проходят водоотводящие трубы) следили лучше. А сейчас… э-э-эх!..

Несмотря на расстроенные лица (один ждал жену «с переправы», она где-то задерживалась, у другого дом залит, водой покрыт весь фундамент), мужчины охотно проводили меня «по достопримечательностям». Фотокор, запасшийся еще в Иванове болотными сапогами, в это время ушел запечатлевать «красоты» через поток, преодолеть который мне, в коротких резиновых сапожках, оказалось не по силам.

Вот Холуйская художественная фабрика. Вот магазин. Аптека. Всё залито водой. Плывущие по улицам на лодках люди сначала вызывают восторг, потом – сочувствие. «И так – каждый день?!»

Представила себя, поселившуюся не так давно на берегу одной из речек, которая тоже выходит по весне из берегов, и поморщилась: бррр, не надо!..

«Зачем убрали деревья с береговой линии? Мы были против, но нас не услышали»

Долго и безнадежно вглядываясь в туманные влажные дали, где исчез в своих болотных сапогах наш фотокор, я решила прогуляться вдоль набережной. И вышла на улицу Путилова, где познакомилась с жительницами Холуя Ольгой и Любой. Обе они, узнав, что я из Иванова и представляю газету, которую они «выписывают и любят читать», наперебой стали говорить о своих бедах.

- Вот посмотрите, как близко вода подступает к нашим домам. Если раньше сползание берега в реку останавливали деревья, то сейчас, по федеральной программе «Красивый берег», старые деревья убирают, на их место выгружают КАМАЗами песок, но он потихоньку  осыпается, заиливая берег. У нас и так был красивый берег, деревья украшали его, не говоря о том, что защищали, но нас не послушали. Сейчас – вот посмотрите – явно заметна во многих местах у наших домов линия  обрушения берега. Она сначала намечается тонкой ниточкой, а потом – бух! – земля обваливается в реку.

Действительно, линия у одного из домов  была заметной, и можно предположить, что со временем она станет «жирней» и приведет к обрушению грунта.

Приятного мало.

- Здесь ведь глубина в речке большая, шесть метров», – предупредили женщины, отодвигая меня от обрыва ближе к домам.

После того как несколько лет назад здесь погиб человек (возвращался домой поздно вечером после работы, поскользнулся – у своего же дома, в темноте – и рухнул вниз), у окрестныхдомов поставили ограждение. Но «с каждым годом эта граница становится всё уже».

…Пока мы разговаривали, мимо прошел молодой человек в резиновом костюме по шею. Это, кстати, у него двое ребятишек сидят вторые сутки на чердаке (о чем говорили художники).

- Где костюм-то такой купил? – спросили, смеясь, мои спутницы.

- В Шуе. Еще осенью такие стоили 1100 рублей, а сейчас, я слышал, – 1700.

И исчез за поворотом, по пояс в воде.

Вода к концу недели стала убывать

Были мы в тот день в Холуе недолго, часа два. Но и за это время успели заметить, с каким вниманием жители поселка наблюдают за подъемом воды.

- Вон смотрите, – говорили те же художники, – еще недавно вода была вот здесь (показывают на «метки» у домов), а сейчас вон где.

- Радуются половодью в Холуе только гуси, – невесело шутили и женщины.

На следующий день после нашего посещения уровень воды в поселке поднялся на сантиметр. Как сообщила на своем сайте пресс-служба Главного управления МЧС России по Ивановской области, «в результате подъема воды в зону подтопления попали 27 улиц и переулков, подтоплены 267 приусадебных участков и продуктовый магазин; администрация расселила пятерых человек из подтопленных домов, в школе на время половодья объявили каникулы».

На наш звонок в среду о состоянии уровня воды в администрации Холуя ответили: «Минус шесть сантиметров». В ближайшие дни, по прогнозам, ожидается еще больший спад.

Похоже,  корреспондентам «ИГ» «посчастливилось» застать самый пик паводка. Чему мы, в общем-то, рады. Только хочется, чтобы мнение людей, жителей поселка, было властью услышано. И по поводу деревьев, и по поводу берега… Паводок, хоть  и ежегодный, придет и уйдет. А проблемы останутся.

 

Полная версия