Жизнь в монастыре. Часть 1

30 августа 2010 23:59

Святоезерская Иверская Пустынь - женский монастырь - восстановлена в конце 90-х годов прошлого века. Сейчас здесь живут несколько десятков монахов и послушников. Корреспондент “Ивановской газеты” попыталась выяснить, насколько сложно попасть в пустынь и какие трудности испытывает человек, находясь за оградой монастыря.

На пороге обители

Ты иногда остаешься один. В силу определенных жизненных (или житейских) обстоятельств. Например, стал сиротой или упал с поднебесных карьерных высот, или перестал ощущать поддержку близких… Ты один. Точка! На пороге отчаяния, падения или смерти. Идешь в церковь Ильи Пророка. Священник говорит: “Иди в монастырь на Святом озере, это Южский район – поработай, успокойся”. Из Интернета узнаёшь: “Святоезерская Иверская Пустынь расположена на берегу Святого озера, среди болот, на холме, носящем название Грива. Легенда связывает основание пустыни с именем некоего старца Филарета, поселившегося в начле XIV в. в пещере, вырытой в холме. Территория пустыни прямоугольная, в центре Казанский собор с уникальной акустикой, ниже церковь Афанасия Афонского и церковь Преображенская. В 1993 году восстановлена община, а в апреле 1998 года состоялось открытие Святоезерской пустыни, как женского монастыря”.

…Дорога до монастыря не может быть легкой. Чем сложнее она, тем, по мнению богословов, лучше. До Южи почти три часа езды на далеко не новом автобусе.

В пути думаешь о многом, сомневаешься: “А надо ли работать в монастыре?” Сомнения - суть так называемой духовной брани, опасность которой понимают монахи. В Юже спрашиваешь: “У вас в Мугреевском есть монастырь?” Прохожий испуганно отвечает: “Существует!” Местное население, как выяснится позже, настороженно и с неодобрением относится к монахиням.

До поселка Мугреевский - еще почти 40 километров по плохой дороге. И вот он, монастырь. Три храма, окруженные стенами. Люди в черном. Непривычно и жутко.

“Мы послушников не берем, - резко говорит благочинная мать Силуанна. - У нас нет на это благословления игуменьи!”

Ну, что ж, буду жить в статусе не монахини, а паломницы. По уставу Пустыни - паломники живут в монастыре три дня.

“Поживёте три дня, условия у нас спартанские”.

Мать Онуфрия - помощница благочинной - приводит в келью. Комната в старом деревянном доме. Печка, койка, стул. Всё. “Кипятильником пользуйтесь аккуратно, - предупреждает монахиня Онуфрия. - Иначе можете сгореть. Туалет на улице”.

В соседней келье живет 32-летняя Татьяна. Она сама из крестьянской семьи (четверо братьев и сестер, большое хозяйство). С 18 лет странствует по монастырям. Решила навсегда остаться в Святоезерской Пустыни. “Отсюда недалеко до дома”, - поясняет она. Покидать стены монастыря и уезжать ей приходится часто. Татьяна неизлечимо больна.

Беседа с новой знакомой длится почти всю ночь.

- А вы точно хотите жить в монастыре?- спрашивает она.

- Пока не знаю.

- Многие приходят и уходят. Не нравятся тяжелые условия: надо много работать для монастырских нужд. Монастырь не считается богатым. Работать, молиться и молчать: лишние разговоры считаются празднословием…. У вас есть духовный отец?

- Нет.

- Плохо. Те, кто живет здесь без благословения духовного отца, скорее всего, покинут эти стены.

Первые трудности

Утро. В 6.30 звонит колокол. Смотришь в окно. Монахини идут на “Правила”, где слушают творения богословов о праведной монашеской жизни. В келье холодно. Чтобы согреться, надо топить печку. Дрова в большой поленнице. Выбираешь исключительно сосну: березу берегут на зиму.

Территория монастыря - несколько частных домов, два монашеских двухэтажных корпуса (в одном из них расположена трапезная), хозяйственные постройки. Всё это некогда выкуплено у местного населения. Монахи рассказывают: в кельях до тех пор, пока их не освятили, не раз видели привидения.

Кроме жилых и хозяйственных построек, на монастырской территории - несколько земельных участков. Монастырь, не имеющий большой спонсорской поддержки, старается жить натуральным хозяйством. Свои овощи и рыба, пойманная монахами.

8 утра. Утренняя служба. Проводится в церкви Афанасия Афонского или Преображенской церкви. Казанский храм до сих пор реставрируется. На утренней службе присутствуют не все монахини и послушницы. У многих - послушания: кто-то отправляется в трапезную готовить, кто-то - обрабатывать огороды, кто-то - шить одежду.

- А вы паломница? - задает вопрос мать Ефрема.

- Да.

- Пойдемте со мной, у нас все паломники работают.

Мать (так называют всех монахинь. - М. П.) Ефрема отвечает за монастырские клумбы и сады. У нее на попечении 10 участков, где растут виноград, облепиха, яблони, клубника, шиповник и т. д. Работать у нее сложно: 9 часов ежедневного труда на земле, 6 дней в неделю. Помощников нет: местное население не желает копать, полоть и возить навоз за 2,5 тысячи рублей в месяц. Работаешь бесплатно, за еду и проживание. Кстати, в Пустыни в ночное время могут находиться исключительно женщины.

- А вы кто? Откуда? - продолжает допрос мать Ефрема.

Рассказываю.

- Хотите остаться в монастыре?

- Хочу пожить.

- Я вам помогу. Скоро должна приехать игуменья Георгия. Она редко появляется в монастыре. Благословитесь у нее.

Прошу благословления у игуменьи во время богослужения. Она внимательно смотрит.

- Хотелось бы пожить в монастыре.

- Живите, вас никто не выгоняет, - ее ответ.

Единственная мысль, которая приходит в голову во время участия в первой службе: “Как же я далека от Бога!”. Сначала вообще не понимаешь, зачем все эти двух- или трехчасовые песнопения, зачем ритуалы, почему даже труднице необходимо причащаться и исповедоваться дважды в месяц.

- Как ты думаешь, зачем мы здесь живем? - задает вопрос мать Ефрема.

- Не знаю.

- Мы существуем на Земле, чтобы подготовиться к жизни Вечной. За счет молитвы монахов держится Вселенная.

 Читай далее: "Жизнь в монастыре. Часть 2"

Полная версия