Будет ли ивановский бизнес добровольно тратиться на защиту природы?

16 марта 2010 23:59

Всего за год на территории региона выявлено почти 3,5 тысячи нарушений природоохранного законодательства…

Любое предприятие наносит вред окружающей среде. Эта аксиома положена в основу природоохранного законодательства России. Потому, получая различные разрешения, лицензии и сертификаты на открытие нового производства, каждый бизнесмен обязан доказывать экологическую безопасность своего предприятия. Если же предприятие оказывает негативное воздействие на природу, оно обязано платить государству. Но готовы ли современная промышленность и бизнес добровольно, без понуждения тратить часть прибыли на охрану окружающей среды и сохранение экологических ресурсов?

В регионе загрязнены вода и воздух

“Наиболее остро в Ивановской области стоят проблемы сохранения лесных ресурсов, загрязнения водных объектов и атмосферного воздуха, - считает ивановский межрайонный природоохранный прокурор Евгений КОРНИЛОВ. - Наши проверки свидетельствуют о распространенности экологических правонарушений”.

Одна из главных экологических проблем региона - загрязнение водоемов. Тревогу вызывает то, что люди купаются в них, а вода используется для водоснабжения городов и поселков. Как указывает Евгений Корнилов, результаты постоянных наблюдений за качеством воды показывают, что река Волга - выше Плёса до границы с Нижегородской областью ниже Пучежа - характеризуется по классу качества воды как “загрязненная”. В Кинешме и того хуже: “очень грязная”.

По данным природоохранной прокуратуры, сброс сточных вод в водные объекты без очистки осуществляют 10 водопользователей. Наиболее крупными предприятиями, сбрасывающими такие воды, являются: УМП “Водоканал” и ТЭЦ-2 в Иванове, Кинешемское МП “ОКХ”, ОАО “Спиртзавод “Петровский”.

Все эти предприятия природоохранная прокуратура проверяла, и по всем выявленным нарушениям принимались меры реагирования – вносились представления, в суды направлялись иски… Но ситуация от этого не улучшилась.

Другой экологической проблемой региона природоохранный прокурор называет загрязнение атмосферного воздуха (фильтры для очистки воздуха). По его словам, на территории области около 90 предприятий осуществляют выбросы вредных веществ без очистки либо недостаточно очищенных. Понятно, что наиболее загрязнен воздух в крупных городах, где расположены промпредприятия и много автомобильного транспорта – в Иванове, Кинешме, Шуе.

Справка

В 2008 - 2009 годах природоохранная прокуратура на территории Ивановской области выявила 3421 нарушение природоохранного законодательства, в том числе 421 незаконный правовой акт. Внесено 857 представлений, к дисциплинарной ответственности привлечено 65 должностных лиц, к административной – 168. Принесено 410 протестов на незаконные правовые акты. В суды области предъявлено 144 иска.

Устаревшие производства не отвечают экологическим требованиям

Как водится, у проблемы две стороны. С одной - российское законодательство декларирует защиту природы от вредного воздействия промышленных предприятий. Несколько госструктур контролируют соблюдение этих норм. С другой - сам бизнес пытается всячески уменьшить свои траты на эти цели. Осложняет ситуацию и то, что многие предприятия в регионе (как и по всей стране) строились несколько десятков лет назад и уже не соответствуют современным экологическим нормам.

“Чтобы привести производство в соответствие с нынешними требованиями, требуется потратить столько денег, сколько, возможно, не стоит весь бизнес в целом”, - замечает директор юридической фирмы “Консалт. Сорокин и партнеры” Сергей СОРОКИН.

Как отмечают специалисты, зачастую промпредприятия реализуют природоохранные проекты на своих производствах лишь под давлением исполнительной власти региона, прокуратуры, судов.

Но есть и еще один аспект у этой проблемы. Насколько российский бизнес готов к тому, чтобы добровольно тратить деньги на охрану окружающей среды, без понуждения со стороны государства? Однозначного ответа на него нет и быть не может.

“Чтобы почувствовать свою ответственность перед будущими поколениями, нужно преодолеть некоторый возрастной рубеж, занять определенное социальное положение, иметь детей, - убежден Сергей Сорокин. - Наш бизнес по большей части молодой и только-только начинает подходить к этим условиям. Да и финансовые возможности решать такие вопросы у современного бизнеса только сейчас начинают появляться”.

Евгений ДАВЫДОВ, директор компании “Петролеум”, которой принадлежит сеть автозаправок, считает, что пока далеко не весь российский бизнес озабочен проблемами экологии. “Для этого нужен другой менталитет, - говорит он. - И на это потребуется время. Примерно около половины предпринимателей могут проконтролировать выполнение экологических требований самостоятельно”.

Защита природы должна быть выгодной?

По мнению экспертов, действующее федеральное законодательство, регулирующее вопросы охраны окружающей среды, недостаточно конкретно и нацелено на то, чтобы стимулировать бизнес внедрять природоохранные мероприятия.

Основная мера наказания для предприятий за экологические нарушения - штрафы. И хотя за последние два года они выросли, но по-прежнему несоизмеримо малы по сравнению со стоимостью внедрения экологических проектов.

Кроме того, предприятия, которые наносят вред окружающей среде, должны вносить за это в казну определенную плату, которая рассчитывается по специальным ставкам. А если предприятие проводит какие-то мероприятия, направленные на снижение этого вредного воздействия (например, устанавливает новую систему очистки), плата за негативное воздействие для него снижается. Однако это очень незначительное снижение по сравнению с инвестиционными затратами на эти цели.

“Предприятиям невыгодно тратить деньги на снижение вредного воздействия на природу, - говорит замначальника областного департамента госконтроля, начальник управления экологии и природопользования Максим ЛЕВИН. - Им дешевле и проще вносить за это плату. Особенно это невыгодно малому и среднему бизнесу, поскольку их вредное воздействие на окружающую среду невелико”.

По его мнению, бизнес будет внедрять природоохранные и экологические проекты только в том случае, если увидит финансовую выгоду от экономии экологических ресурсов, снижения вредных выбросов, стоков и сбросов. Пока этого, к сожалению, не происходит.

Изменить ситуацию могли бы меры, предпринятые на федеральном уровне. Сергей Сорокин считает возможным ввести для бизнеса определенный переходный период, чтобы привести производство в соответствие с современными экологическими нормами. “Следует больше применять не карательные санкции, - говорит он, - а стимулировать предпринимателей вкладывать средства в развитие производства, приведение его в соответствие с предъявляемыми требованиями”.

С такой позицией согласны и представители государственных природоохранных ведомств. “Необходимы налоговые льготы для предприятий, которые внедряют экологические проекты, - убежден Максим Левин. - Другой путь - это зачет природоохранных инвестиций в счет будущих платежей за вредное воздействие на окружающую среду”.

Полная версия