19 ноября 2018
ИВАНОВСКАЯ ОБЛАСТЬ ...

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Общество 21 ноября 2011, 23:59 1841

Современное Иваново строится по идеям 30-х годов

От Кохмы до северной части города планировали провести метро –протяженностью около 20 километров

Человек пытается осмыслить и обуздать огромное пространство города. Помогают в этом генеральные планы. Через историю подобных документов можно увидеть, что нужно сегодня изменить в облике Иванова для того, чтобы в нем было удобно жить.

Улицы с неприличными названиями предлагалось переименовывать

Первые попытки создать генеральный план были предприняты еще в 70-х годах XIX века, фактически сразу после основания города. За право вести работы боролись два землемера. Своеобразный конкурс выиграл Порфирий Бабиков, запросивший у управы меньшие деньги, чем оппонент. Он предложил каждой безымянной или носящей не совсем благозвучное наименование улице дать приличное название, которое бы соотносилось с местностью. Здесь были учтены пожелания жителей, которые писали соответствующие обращения в управу. Известно, например, обращение жителей улицы Посикуши, которые хотели, чтобы ее переименовали в Шереметевскую в память о помещике графе Шереметеве.

Бабиков предложил разделить город на три части, расширить улицы и переулки, устроить новое кладбище. Однако создать первый генеральный план не удалось. Бабиков не был доволен оплатой своей работы и даже судился с городской управой, после чего работу прекратил.

Следующая попытка создать генплан города была предпринята в канун Октябрьской революции. В 1917 году землемер Малышев представил в управу докладную записку о плане регулирования Иваново-Вознесенска. Он обращал внимание на то, что санитарные условия в городе оставляли желать много лучшего, поэтому предлагал проект создания в Иванове «города-сада» по западно-европейским образцам. Но во многом из-за революции эта работа тоже не была доведена до ума.

Создать генплан пытались в 20-е – 30-е годы, когда над проектом работали крупнейшие советские градостроители Александр Иваницкий и Лев Ильин. Их идеи нашли отражение во всех последующих генеральных планах, говорит Виктор Шахматов, главный архитектор Иванова в 1984-1989-х годах.

Город, который тянется к солнцу

Первый настоящий генплан появился в 1951 году. Так называемый сталинский. «Центр Иванова хотели переделать, - говорит краевед Александр Тихомиров. – Планировалось создать город-ансамбль, построенный в традициях сталинского классицизма. Главные проспекты должны были застроить в едином решении». Подробно об изменениях в центре города говорилось в проекте детальной планировки. Общегородским центром называлась площадь Революции. К 1960 году здесь должны были появиться большой Дом Советов, дворец культуры, музей истории города и дом книги. Перед зданием Дома Советов проектировался памятник Сталину. На площади планировали установить трибуны для праздничных торжеств. Перед зданием драмтеатра должен был появиться памятник Пушкину.

На месте ручья Кокуй планировали сделать бульвар – парковую зону отдыха для трудящихся. Шла речь о физкультурных площадках и двойной аллее по центру Кокуя. Проектировался фонтан. Кокуй должны были засадить всевозможными деревьями, кустарниками и цветами. Однако на практике удалось реализовать только первую очередь работ – засыпку оврага с ручьем.

Сталинский генплан был рассчитан на 25 лет, однако вскоре архитектурные приоритеты у руководства страны изменились, и в 1968 году появился новый документ. Город должны были застроить 5-9-этажными панельными домами. На площади Революции было заложено строительство высотного административного здания рядом с Домом Советов, где до сих пор и размещается руководство города. Памятник борцам революции – также плод того генплана. Рядом с Домом Советов была зарезервирована земля для строительства дворца спорта на 4 тысячи человек.

Каждый пятый дом в Иванове должен был стать 9-12-этажным. Высотки намечалось располагать на основных транспортных магистралях и у берегов Уводи. Они должны были образовать красивый силуэт города.

В целом Иваново планировали расширять к юго-востоку. «Город тянется к солнцу и как бы от этого наливается силами, обретает вторую молодость», - говорится в книге «Завтра родины первого Совета», посвященной генплану 1968 года. В перспективе Иваново должно было соединиться с Кохмой. Сам город разбивался на три района: Северный, Центральный и Южный.

В облцентре планировали провести метро

План 1986 года унаследовал основные идеи 1968 года, но появились и новые амбициозные задачи. «Первый секретарь обкома Владимир Клюев даже поручил запроектировать метро: от Кохмы до северной части города – линии около 20 километров протяженностью, - говорит Виктор Шахматов, при котором разрабатывался этот генплан. - Но в итоговый документ проект метро включен не был, поскольку Клюев ушел на повышение».

Планировалось строительство ТЭЦ-4, тоже на севере, поскольку эта часть города плохо снабжалась теплом. В районе поселка Дальний даже началось ее строительство, но с распадом СССР - прекратилось.

В плане 1986 года была изменена концепция застройки центральной части города. Приоритет отдавался сохранению исторических зданий. Город отказался от планов 1968 года по строительству двухуровневой транспортной развязки на площади Пушкина, трехуровневой – на площади Революции и автодороги по Кокую.

Еще с 30-х годов остались в проекте транспортные магистрали Куконковых – Парижской Коммуны и Лежневская – Бубнова. На их пересечении планировалась двухуровневая развязка в районе нынешнего «Тополя» (как раз там, где сейчас заложили кафедральный собор). Эти магистрали были нужны, чтобы разгрузить от транспорта центр города.

На площади Революции должны были построить храм: «Он был спроектирован в 1989 году, - говорит Виктор Шахматов, - но областные власти строить тогда запретили. Сейчас епископ Иосиф несколько раз приводил на площади Революции крестный ход, говорил, что храм здесь будет, но строительство началось на Лежневской».

В плане 1986 года вновь было решено вернуться к созданию пешеходной зоны по Кокую вплоть до улицы Маяковского, по руслу ручья. Но в итоге путь перегородила застройка 90-х годов. Планировалось благоустроить набережную Уводи от комбината имени Самойлова до кинотеатра «Великан» (ныне «Таганка»). Кроме того, предполагалось строительство еще одного моста через Уводь (за Соковским мостом, для организации движения с Лежневской в северную часть города).

В 2006 году городская дума приняла новый генеральный план, который рассчитан до 2025 года. Фактически он является дополненным продолжением плана 1986 года. При создании нового плана его разработчик - РосНИПИ урбанистики - анализировал выполнение старого плана и пришел к выводу, что он практически выполнен не был. Не удалось объединить Иваново с Кохмой, был построен всего один жилой микрорайон – Сухово-Дерябихский. Не началось строительство восточного и западного обходов Иванова, не построен второй автовокзал.

Своего часа ждут улицы Калинина и Парижской Коммуны

История генеральных планов Иванова ранее не изучалась. Ныне кандидатскую диссертацию на эту тему пишет молодой исследователь Павел Дьяков. «Те крупные строительные проекты, которые сейчас осуществляются в областном центре, на самом деле являются реализацией старых генеральных планов, - говорит он. - Так, недавно открытая развязка на улице Лежневской – часть плана по созданию транспортной магистрали, идущего еще с 30-х годов. То же самое касается путепровода через Павловский овраг». По словам Павла Дьякова, сейчас основной идеей развития города является именно решение транспортной проблемы.

Виктор Шахматов обращает внимание на несколько задач архитектурного развития города, которые диктует сама жизнь. Он отмечает, что в центральной части города нет цельности – для нее необходимо как минимум благоустроить Кокуй. Никто даже не говорит о реконструкции улицы Калинина: «А ведь это была центральная улица в Посадской части города (она даже когда-то называлась Центральной). Здесь прекрасные конструктивистские здания сталинской эпохи. Но всё заросло, стены не просыхают. Ощущение, как будто попадаешь в фильм «Сталкер». Необходимо, по мнению архитектора, реконструировать и улицу Парижской Коммуны, которая является лицом города при въезде со стороны Ярославля.

Фото: Иваново напоминает слоеный пирог: постройки разных эпох наложились друг на друга и придали городу неповторимый облик.

Поделиться

Комментарии

Комментариев пока нет

Добавить комментарий:

Имя:

Вы можете получать оповещения о новых комментариях — для этого просто зарегистрируйтесь на сайте или войдите.

Читайте также в рубрике «Общество»

Лента новостей

Вся лента новостей
18+

Телефон: +7 (4932) 41-94-81

Email: ivgazeta@bk.ru
Реклама: igreklama@bk.ru
Подписка: igpodpiska@bk.ru

Нажмите Ctrl+Enter,
чтобы сообщить об опечатке