Общение с властью через соцсети

31 марта 2023 09:00

С 1 декабря правительство России обязало государственные органы вести официальные аккаунты в "ВКонтакте" и "Одноклассниках". Хотя для большинства чиновников это не стало открытием – странички организаций в соцсетях у многих появились задолго до официального распоряжения. Какую же информацию можно почерпнуть на этих аккаунтах и легко ли гражданам пожаловаться на свои проблемы?

Узнать, сколько мэр собрал грибов

Еще Дмитрий Медведев, в бытность свою президентом, рекомендовал всем политикам завести аккаунты в "Твиттере" (с 2022 года запрещен в России). В Ивановскую область "чириканье" (буквальный перевод американского сервиса микроблогов) пришло во времена губернаторства Михаила Меня: все чиновники должны были научиться излагать мысли и события в "эсэмэсках", не превышающих 140 символов (такое ограничение было заложено в сервисе на одно сообщение).

Чуть позже популярность в России стал приобретать "Инстаграм" (его Роскомнадзор заблокировал 14 марта 2022 года, признав компанию Meta, которой он принадлежит, экстремистской). Гламурная сеть привлекла в свои ряды еще больше чиновников, политиков и даже организаций.

КОНКРЕТНО. Губернатор Станислав Воскресенский ведет свою страницу в "ВКонтакте".
У него самый популярный аккаунт среди чиновников региона: на обновления подписаны
12 000 человек. Посты нечасты, но иногда Станислав Сергеевич записывает ролики на телефон, в которых освещает главные темы или поздравляет жителей области с праздниками. На страничке главы региона можно найти ссылки на прямые линии с населением, которые он проводит.

 Большую популярность в новой сети завоевал глава города Иваново Владимир Шарыпов: число подписчиков его аккаунта измерялось десятками тысяч. Кроме рабочих будней, чиновник не гнушался делиться с электоратом своими занятиями и увлечениями во время отдыха: путешествиями, выходом в лес "по грибы", тренировками по единоборствам. За свои фотографии в ярких и нестандартных для чиновника нарядах Шарыпов получил народное звание "инста-мэра".

С признанием "Инстаграма" экстремистским, понятно, что люди, представляющие органы власти, из него исчезли. Все плавно перетекли в российскую сеть "ВКонтакте". Поначалу и там Владимир Шарыпов пытался быть "ближе к народу", но потом мэр неожиданно совсем исчез из интернет-пространства. "У каждого человека, я думаю, случаются такие периоды, когда необходимо просто остановиться, – объяснил корреспонденту глава города. – Нужно было просто взять паузу. Обещаю подумать о возвращении в соцсети и публикации неофициального контента".

Пожаловаться стало проще

В июне Госдума приняла поправки в законы "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов". К 1 декабря все государственные органы власти, их подведомственные организации и суды помимо официального сайта ведомства должны были создать аккаунты в "ВКонтакте", "Одноклассниках" и мессенджерах для размещения актуальной информации о своей деятельности. В частности, для публикации отчетов о проводимых мероприятиях, комментариев по актуальным вопросам, актуальных контактных данных, включая адрес электронной почты и номера телефонов.

Минцифры России совместно с соцсетями разработало механизм подтверждения официальных страниц госорганов и организаций через портал "Госуслуги". Он дает пользователям соцсетей гарантии того, что это "официальный аккаунт" и размещаемой там информации можно доверять.

Цель законопроекта – обеспечить гражданам возможность получения в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о деятельности органов госвласти и организаций, предоставить населению возможность подавать жалобы и рассчитывать на обратную связь.

На проверку аккаунтов у чиновников не хватает времени

Абсолютное большинство госорганизаций Ивановской области создали свои аккаунты в "ВКонтакте" еще до 2020 года. В 2021-м в соцсети зашли областной комитет ЗАГС и администрация Шуйского района, а в 2022-м – местечковые управления различных администраций и департаментов.

Но вот основная задача – "быть ближе к населению" и "обеспечить обратную связь" – достигается не всегда. Департамент социальной защиты, Ивановское управление соцзащиты, Шуйская ЦРБ и некоторые другие структуры вообще закрыли саму возможность комментировать записи, равно как и задавать вопросы. А вот администрация Шуи в описании своего аккаунта смело заявляет: "Мы постараемся ответить на все вопросы". И в большинстве своем держит обещание, отвечая сдержанно и без излишних деталей.

Позицию отстраненности госорганов объяснил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. На его взгляд, комментарии в соцсетях нуждаются в постоянном мониторинге в режиме 24 на 7. Естественно, чиновники делать этого не будут – тогда на основную работу не останется ни времени, ни сил. В идеале, должны быть помощники, которые смогут фильтровать поступающую информацию по категориям, отсекать лишнее и доводить проблему и ее решение до адресатов.

Важно указать номер дома и улицу

В ЦУРе (Центре управления регионом) сообщили, что все 27 муниципальных органов власти и все департаменты ведут аккаунты в соцсетях. "Частота их наполнения может зависеть от социальной значимости ведомства, – рассказал руководитель ЦУРа Денис Докучаев. – Комитет по обеспечению деятельности мировых судей, например, предсказуемо будет писать посты гораздо реже, чем, скажем, департамент здравоохранения". 

Автоматизированная система "Инцидент Менеджмент" позволяет сотрудникам ЦУРа видеть все обращения и жалобы граждан и перенаправлять их ответственным лицам в профильные ведомства. А чиновники отвечают жителю в той же соцсети, где он написал свое обращение.

"Некоторые граждане, чтобы госорганы заметили их сообщение, ставят хештег (знак решетки. – Н. М.) "Инцидент Менеджмент", – говорит Денис Докучаев. – Но делать это совсем не обязательно. Чтобы сообщение точно заметили адресаты, желательно писать его в крупных пабликах, а еще лучше – прямо на странице нужного ведомства. Наиболее часто жители области делятся своими проблемами в личном аккаунте губернатора".

Чтобы ваше сообщение попало в систему, нужно точно определить место события, объяснить, что там произошло, в чем проблема. Например, не убирают снег между домами с такими-то номерами на конкретной улице города.

За январь и февраль в ЦУР поступило 9032 обращения. Среднее время ответа составило 2 часа 49 минут (рабочего времени). Наиболее часто жители области жаловались на дороги (2770 обращений), ЖКХ (1511), благоустройство (1115) и медицину (597).

Фурмановский глава записывает ролики

Насыщенный новостями сайт правительства Ивановской области кардинально отличается от страниц в соцсетях. Если муниципалитеты в большинстве своем максимум контента (событий, мероприятий, объявлений) стараются передать именно через соцсети, то аккаунт правительства выглядит скромно: обычно два-три поста в день. Можно встретить редкие ответы на вопросы подписчиков от департаментов и муниципальных органов власти.

Если говорить о самых "продвинутых" главах муниципалитетов, то это, несомненно, будут руководитель Тейковского района Виталий Катков, который в соцсетях и "Телеграме" не только активно рассказывает о своей работе, но и делится мыслями, чувствами, заботами, и глава Фурмановского района Павел Колесников, который взял тренд на видеообщение со своими подписчиками: он записывает ролики с места событий, отвечает на частные вопросы жителей, оперативно сообщает о развитии ситуации с мест коммунальных аварий...  

Найти контактные данные – целый квест

У ивановских ведомств немало пустых и нефункциональных сайтов. В лучшем случае худо-бедно заполняется главная страница портала, но в большинстве своем остальные страницы и подразделы давно умерли: официальные документы размещаются крайне избирательно, отчеты – либо старые, либо вообще отсутствуют. В некоторых случаях невозможно не только найти телефоны структурных подразделений и начальников отделов, но и поиск контактной информации с телефоном приемной и адресом превращаются в целый квест. Часто отсутствует новостийный блок.

К наиболее "мертвым" официальным сайтам госорганизаций можно отнести странички департаментов ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта, здравоохранения, областные комитеты по труду, госохране объектов культурного наследия, ЗАГС, администрации Приволжского, Юрьевецкого и Ильинского районов.

Многие "грешат" перепечатками информаций других ведомств, которые зачастую носят профилактический характер: алгоритмы поведения при чрезвычайных ситуациях, просветительская информация инспекции по маломерным судам, Росреестра, Россельхознадзора, Центробанка...

Соцсети несколько исправили положение: по крайней мере, стало видно, что жизнь в районах и области теплится. Но по-прежнему работа по заполнению страничек и "близость к народу" оставляют желать лучшего.

На странице департамента ЖКХ в "ВКонтакте" последние записи до середины марта датировались 22 февраля. Одна из них – перепечатка со страницы "Водоканала", другая – сюжет местной телекомпании, третья – федеральная повестка. Единственное событие непосредственно ведомства за шесть месяцев – посещение 1 сентября замначальника департамента Колобова.

Актуальная информация о "раздаче" талонов к врачам

Администрации муниципалитетов пошли по более простому пути: размещают все культурно-досуговые мероприятия любой степени важности и ни к чему не обязывающую информацию различных ведомств профилактическо-просветительского характера.

Серьезно подошли к своим обязательствам по присутствию в соцсетях некоторые медучреждения. Например, Шуйская ЦРБ и ивановская больница № 7 пишут не только о своих докторах и тематическо-разъяснительные посты на медицинскую тематику, но и сообщают обо всех мероприятиях, приводят статистику, информируют о графиках работы врачей и времени "раздачи" талонов к специалистам.

…В общем, путь до сближения чиновников и народа еще не близкий. Для создания аккаунтов с действительно полезной информацией нужны специально обученные люди, которые грамотно выстроят взаимоотношения с посетителями без ущерба для непрерывного процесса профильной деятельности ведомства.

 

Николай МАНТУРОВ

Читайте также
17 автобусов большой вместимости смогут выйти на маршруты в Иванове в мае
Ивановские школьники легко вычисляют мошенников, но плохо планируют бюджет
В Иванове работает читательский клуб для взрослых