Общение с властью через соцсети

31 марта 2023 09:00

С 1 декабря правительство России обязало государственные органы вести официальные аккаунты в "ВКонтакте" и "Одноклассниках". Хотя для большинства чиновников это не стало открытием – странички организаций в соцсетях у многих появились задолго до официального распоряжения. Какую же информацию можно почерпнуть на этих аккаунтах и легко ли гражданам пожаловаться на свои проблемы?

Узнать, сколько мэр собрал грибов

Еще Дмитрий Медведев, в бытность свою президентом, рекомендовал всем политикам завести аккаунты в "Твиттере" (с 2022 года запрещен в России). В Ивановскую область "чириканье" (буквальный перевод американского сервиса микроблогов) пришло во времена губернаторства Михаила Меня: все чиновники должны были научиться излагать мысли и события в "эсэмэсках", не превышающих 140 символов (такое ограничение было заложено в сервисе на одно сообщение).

Чуть позже популярность в России стал приобретать "Инстаграм" (его Роскомнадзор заблокировал 14 марта 2022 года, признав компанию Meta, которой он принадлежит, экстремистской). Гламурная сеть привлекла в свои ряды еще больше чиновников, политиков и даже организаций.

КОНКРЕТНО. Губернатор Станислав Воскресенский ведет свою страницу в "ВКонтакте".
У него самый популярный аккаунт среди чиновников региона: на обновления подписаны
12 000 человек. Посты нечасты, но иногда Станислав Сергеевич записывает ролики на телефон, в которых освещает главные темы или поздравляет жителей области с праздниками. На страничке главы региона можно найти ссылки на прямые линии с населением, которые он проводит.

 Большую популярность в новой сети завоевал глава города Иваново Владимир Шарыпов: число подписчиков его аккаунта измерялось десятками тысяч. Кроме рабочих будней, чиновник не гнушался делиться с электоратом своими занятиями и увлечениями во время отдыха: путешествиями, выходом в лес "по грибы", тренировками по единоборствам. За свои фотографии в ярких и нестандартных для чиновника нарядах Шарыпов получил народное звание "инста-мэра".

С признанием "Инстаграма" экстремистским, понятно, что люди, представляющие органы власти, из него исчезли. Все плавно перетекли в российскую сеть "ВКонтакте". Поначалу и там Владимир Шарыпов пытался быть "ближе к народу", но потом мэр неожиданно совсем исчез из интернет-пространства. "У каждого человека, я думаю, случаются такие периоды, когда необходимо просто остановиться, – объяснил корреспонденту глава города. – Нужно было просто взять паузу. Обещаю подумать о возвращении в соцсети и публикации неофициального контента".

Пожаловаться стало проще

В июне Госдума приняла поправки в законы "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" и "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов". К 1 декабря все государственные органы власти, их подведомственные организации и суды помимо официального сайта ведомства должны были создать аккаунты в "ВКонтакте", "Одноклассниках" и мессенджерах для размещения актуальной информации о своей деятельности. В частности, для публикации отчетов о проводимых мероприятиях, комментариев по актуальным вопросам, актуальных контактных данных, включая адрес электронной почты и номера телефонов.

Минцифры России совместно с соцсетями разработало механизм подтверждения официальных страниц госорганов и организаций через портал "Госуслуги". Он дает пользователям соцсетей гарантии того, что это "официальный аккаунт" и размещаемой там информации можно доверять.

Цель законопроекта – обеспечить гражданам возможность получения в понятной и доступной форме полной и достоверной информации о деятельности органов госвласти и организаций, предоставить населению возможность подавать жалобы и рассчитывать на обратную связь.

На проверку аккаунтов у чиновников не хватает времени

Абсолютное большинство госорганизаций Ивановской области создали свои аккаунты в "ВКонтакте" еще до 2020 года. В 2021-м в соцсети зашли областной комитет ЗАГС и администрация Шуйского района, а в 2022-м – местечковые управления различных администраций и департаментов.

Но вот основная задача – "быть ближе к населению" и "обеспечить обратную связь" – достигается не всегда. Департамент социальной защиты, Ивановское управление соцзащиты, Шуйская ЦРБ и некоторые другие структуры вообще закрыли саму возможность комментировать записи, равно как и задавать вопросы. А вот администрация Шуи в описании своего аккаунта смело заявляет: "Мы постараемся ответить на все вопросы". И в большинстве своем держит обещание, отвечая сдержанно и без излишних деталей.

Позицию отстраненности госорганов объяснил первый зампред комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи Сергей Боярский. На его взгляд, комментарии в соцсетях нуждаются в постоянном мониторинге в режиме 24 на 7. Естественно, чиновники делать этого не будут – тогда на основную работу не останется ни времени, ни сил. В идеале, должны быть помощники, которые смогут фильтровать поступающую информацию по категориям, отсекать лишнее и доводить проблему и ее решение до адресатов.

Важно указать номер дома и улицу

В ЦУРе (Центре управления регионом) сообщили, что все 27 муниципальных органов власти и все департаменты ведут аккаунты в соцсетях. "Частота их наполнения может зависеть от социальной значимости ведомства, – рассказал руководитель ЦУРа Денис Докучаев. – Комитет по обеспечению деятельности мировых судей, например, предсказуемо будет писать посты гораздо реже, чем, скажем, департамент здравоохранения". 

Автоматизированная система "Инцидент Менеджмент" позволяет сотрудникам ЦУРа видеть все обращения и жалобы граждан и перенаправлять их ответственным лицам в профильные ведомства. А чиновники отвечают жителю в той же соцсети, где он написал свое обращение.

"Некоторые граждане, чтобы госорганы заметили их сообщение, ставят хештег (знак решетки. – Н. М.) "Инцидент Менеджмент", – говорит Денис Докучаев. – Но делать это совсем не обязательно. Чтобы сообщение точно заметили адресаты, желательно писать его в крупных пабликах, а еще лучше – прямо на странице нужного ведомства. Наиболее часто жители области делятся своими проблемами в личном аккаунте губернатора".

Чтобы ваше сообщение попало в систему, нужно точно определить место события, объяснить, что там произошло, в чем проблема. Например, не убирают снег между домами с такими-то номерами на конкретной улице города.

За январь и февраль в ЦУР поступило 9032 обращения. Среднее время ответа составило 2 часа 49 минут (рабочего времени). Наиболее часто жители области жаловались на дороги (2770 обращений), ЖКХ (1511), благоустройство (1115) и медицину (597).

Фурмановский глава записывает ролики

Насыщенный новостями сайт правительства Ивановской области кардинально отличается от страниц в соцсетях. Если муниципалитеты в большинстве своем максимум контента (событий, мероприятий, объявлений) стараются передать именно через соцсети, то аккаунт правительства выглядит скромно: обычно два-три поста в день. Можно встретить редкие ответы на вопросы подписчиков от департаментов и муниципальных органов власти.

Если говорить о самых "продвинутых" главах муниципалитетов, то это, несомненно, будут руководитель Тейковского района Виталий Катков, который в соцсетях и "Телеграме" не только активно рассказывает о своей работе, но и делится мыслями, чувствами, заботами, и глава Фурмановского района Павел Колесников, который взял тренд на видеообщение со своими подписчиками: он записывает ролики с места событий, отвечает на частные вопросы жителей, оперативно сообщает о развитии ситуации с мест коммунальных аварий...  

Найти контактные данные – целый квест

У ивановских ведомств немало пустых и нефункциональных сайтов. В лучшем случае худо-бедно заполняется главная страница портала, но в большинстве своем остальные страницы и подразделы давно умерли: официальные документы размещаются крайне избирательно, отчеты – либо старые, либо вообще отсутствуют. В некоторых случаях невозможно не только найти телефоны структурных подразделений и начальников отделов, но и поиск контактной информации с телефоном приемной и адресом превращаются в целый квест. Часто отсутствует новостийный блок.

К наиболее "мертвым" официальным сайтам госорганизаций можно отнести странички департаментов ЖКХ, дорожного хозяйства и транспорта, здравоохранения, областные комитеты по труду, госохране объектов культурного наследия, ЗАГС, администрации Приволжского, Юрьевецкого и Ильинского районов.

Многие "грешат" перепечатками информаций других ведомств, которые зачастую носят профилактический характер: алгоритмы поведения при чрезвычайных ситуациях, просветительская информация инспекции по маломерным судам, Росреестра, Россельхознадзора, Центробанка...

Соцсети несколько исправили положение: по крайней мере, стало видно, что жизнь в районах и области теплится. Но по-прежнему работа по заполнению страничек и "близость к народу" оставляют желать лучшего.

На странице департамента ЖКХ в "ВКонтакте" последние записи до середины марта датировались 22 февраля. Одна из них – перепечатка со страницы "Водоканала", другая – сюжет местной телекомпании, третья – федеральная повестка. Единственное событие непосредственно ведомства за шесть месяцев – посещение 1 сентября замначальника департамента Колобова.

Актуальная информация о "раздаче" талонов к врачам

Администрации муниципалитетов пошли по более простому пути: размещают все культурно-досуговые мероприятия любой степени важности и ни к чему не обязывающую информацию различных ведомств профилактическо-просветительского характера.

Серьезно подошли к своим обязательствам по присутствию в соцсетях некоторые медучреждения. Например, Шуйская ЦРБ и ивановская больница № 7 пишут не только о своих докторах и тематическо-разъяснительные посты на медицинскую тематику, но и сообщают обо всех мероприятиях, приводят статистику, информируют о графиках работы врачей и времени "раздачи" талонов к специалистам.

…В общем, путь до сближения чиновников и народа еще не близкий. Для создания аккаунтов с действительно полезной информацией нужны специально обученные люди, которые грамотно выстроят взаимоотношения с посетителями без ущерба для непрерывного процесса профильной деятельности ведомства.

 

Николай МАНТУРОВ

Читайте также
Крылья Победы над Волгой
Компания "Газпром газораспределение Иваново" напомнила потребителям правила пользования газом
«У каждого есть шанс начать новую жизнь»