В Ивановской области стало больше детей с нарушениями речи

9 марта 2023 09:37

Учитель-логопед областного Центра психолого-медико-социального сопровождения Екатерина Тихомирова победила в V Всероссийском конкурсе "Учитель-дефектолог России – 2022" в номинации "Логопед года". В интервью "ИГ" она рассказала, о чем удалось поговорить с министром просвещения Сергеем Кравцовым.

– Как давно вы в профессии? 

– У меня 26 лет педагогического стажа, из них 16 – это логопедическая практика. В 1996 году я окончила Кинешемский педагогический колледж, где был заложен основной фундамент моей деятельности, за что я очень благодарна замечательному коллективу педагогов под руководством директора Миры Николаевны Воробьёвой. Затем училась в Шуйском педагогическом университете и в Московской академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Первый педагогический опыт получила в Старовичугской коррекционной школе-интернате для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, проработала там десять лет. Сейчас я – учитель-логопед в составе Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Ивановской области.

– Расскажите, чем прежде всего занимает логопед и почему вы выбрали такую профессию?

– Учитель-логопед – коррекционный педагог, занимающийся выявлением, устранением и профилактикой речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только исправляет звукопроизношение, но и ведет работу по расширению и обогащению словарного запаса, развитию связной, грамматически правильной речи, помогает старшим дошкольникам постигать основы грамоты.

Колоссальное значение в наше время приобретает коммуникативная культура человека: его умение вести себя в обществе, пользоваться различными средствами связи и общаться. Красивая речь – это непреходящая ценность, важная во все времена. И как тяжело добиться понимания и найти свое место в жизни, если грамотная речь и правильное звукопроизношение тебе недоступны. Именно поэтому я посвятила свою жизнь помощи детям, имеющим ограниченные возможности здоровья и проблемы речевого развития.

– Вы стали победителем V Всероссийского конкурса "Учитель-дефектолог России – 2022" в номинации "Логопед года". Расскажите, что дало вам это достижение? 

– Благодаря участию в конкурсе я приобрела много новых знакомств и бесценный опыт. Эти эмоции я пронесу через всю свою жизнь с уверенностью в том, что я выбрала трудный, но правильный профессиональный путь и двигаюсь по нему в верном направлении! Бросая себе вызов, ты растешь, взгляд на мир становится жизнеутверждающим. Победа не всегда означает быть первым, победа – это когда ты стал лучше, чем был.

– Вы присутствовали на онлайн-конференции с министром просвещения Сергеем Кравцовым. Эта встреча оказалась полезной?

– Это была видеоконференции с победителями всероссийских конкурсов профессионального мастерства. Министр поздравил всех участников с победой и предложил поделиться идеями по развитию и усовершенствованию конкурсного движения. Мы внесли некоторые предложения, например, о возможности проведения мастер-классов, спикерами на которых станут победители и призеры конкурсов профессионального мастерства, об организации профильных площадок для логопедов и дефектологов на основных тематических форумах учителей.

– Как в Ивановской области организована система оказания помощи детям с нарушением речи? 

– Во многих городах: Иванове, Кинешме, Шуе, Вичуге, Тейкове, Фурманове – функционируют детские сады, имеющие логопедические группы или логопункты. Сложнее обстоят дела с детьми школьного возраста, имеющими тяжелые речевые нарушения, так как учебных заведений для них в регионе всего два – в Вичугском районе и в Иванове. 

– Есть ли нормы и стандарты, по которым логопед оценивает ребенка? Хорошо он говорит или плохо, развит по возрасту или недостаточно?

– Речь – яркий показатель развития ребенка. Многие родители часто волнуются по поводу сроков появления речи у своих детей. Задают вопрос, в каком же возрасте нужно обратиться за консультацией, а может, и за помощью к специалисту. 

У здорового ребенка гуление появляется в 1,5-2 месяца. С шести месяцев – лепет, когда ребенок произносит отдельные слоги – ма-ма-ма, ба-ба-ба, тя-тя-тя, па-па-па... К концу первого года жизни появляются 10–15 слов. Дальше у ребенка происходит значительное накопление словаря. К трем годам запас достигает 1000–1100 слов. В два года ребенок может говорить фразы, которые, как правило, состоят из двух простых слов, например, "мама, дай". В возрасте пяти лет дети легко строят диалог. Идет бурное развитие монологической речи, но у большинства еще отмечается неправильное звукопроизношение.

Если речевое развитие вашего ребенка укладывается в эти возрастные нормативы, то помощь логопеда не требуется. Но как только малыш начинает отставать, нужно проконсультироваться у логопеда и невролога, которые вам подскажут, что делать дальше: обратиться в психолого-медико-педагогическую комиссию, пройти медикаментозное лечение, а может, и то, и другое.

– За последние годы в Ивановской области стало больше или меньше детей с нарушениями речи? 

– Количество таких детей в нашей стране в целом и в Ивановской области в частности постоянно растет. В последние годы увеличилось число логопедических групп, многие из них переполнены.

– Какие ошибки чаще всего допускают родители, когда дети начинают заниматься с логопедом? Что должны делать мама и папа, чтобы помочь ребенку достичь результата?

– Большую роль в развитии речи играет влияние окружающих – ребенок учится говорить через взаимодействие с родителями, сверстниками, педагогами. Очень важно, чтобы малыша с рождения окружала правильная речь, отчетливо звучащая, на примере которой и будет формироваться его собственная.

Полезно знакомить малышей с русскими народными сказками. Они несут в себе ярко выраженный эмоциональный заряд, а их язык, отточенный множеством поколений, доступен для восприятия и понимания любым ребенком. Незатейливый сюжет сказки, многократные повторы действий и слов, возможность звукоподражания, например, "ко-ко", "тук-тук" – всё это накапливает словарный запас ребенка.

Сюжеты самых первых детских сказок "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок" разворачиваются как бы по спирали: к уже названным действиям и персонажам добавляются новые – бабка, внучка, Жучка, кошка, которые вновь и вновь повторяют одни и те же действия, например, "тянут-потянут". Это позволяет малышу многократно услышать и в ненавязчивой форме усвоить устойчивые лексические обороты.

Облегчить восприятие сказки можно, разыграв ее с помощью игрушек. Тогда и сам ребенок включается в процесс сотворения сюжета, озвучивая персонажей с помощью доступных, эмоционально окрашенных звукоподражаний и междометий: "А-а-а!", "Ой!", "Бух!" Так ненавязчиво можно преодолеть речевой негативизм, вызвать первые слова.

Сказку ребенку нужно рассказывать, а не читать. Тогда родители вовремя смогут увидеть реакцию, делать акценты. Если малыш пытается рассказывать сам, обязательно поощряйте его, сделайте вид, что вы забыли продолжение и он вам очень помог.В старшем дошкольном возрасте благодаря сказкам речь детей становится более эмоциональной, красивой и образной. Развивается фантазия, внимательность и мышление.

Представляя сюжет сказки, ребенок пытается вообразить невиданные места, фантастические события, внешность главных героев. Никакой телевизор или компьютер не сделает этого лучше. Примеры поведения сказочных героев учат маленьких слушателей преодолевать трудности, проявлять настойчивость, быть находчивыми, активно действовать в сложных обстоятельствах. А волшебные истории помогают освоить навык свободного общения, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова и предложения.

Слушая сказки, дошкольники познают окружающий мир, законы взаимоотношений между людьми, узнают о честности, дружбе, смелости, предательстве и подлости. Не стоит забывать и о том, что в сказке добро всегда побеждает. Голос папы или мамы, читающих перед сном... Что может быть приятней для детей?!

СПРАВКА. "Учитель-дефектолог России" – одно из направлений конкурса "Учитель года", который проводит Минпросвещения. В нем две номинации: "Дефектолог года" и "Логопед года". В первой в 2022 году победил учитель ИЗО Семеновской школы-интерната для детей с нарушениями слуха из Марий Эл Игорь Суринов, а во второй – наша землячка, учитель-логопед Екатерина Тихомирова. Всего в конкурсе приняли участие более 100 представителей образовательных и медицинских организаций, центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, детских домов-интернатов. Во время финальных испытаний конкурсанты сыграли в деловую игру, провели открытое занятие для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и решали профессиональные задачи. Также финалисты принимали участие в обучающих мероприятиях под руководством ведущих специалистов-дефектологов страны.

Беседовала Ирина БИРЮКОВА

Читайте также
В парке "Красная Талка" в Иванове прошел большой городской субботник
Покорители брусьев и бревна
Починить двигатель автомобиля за три часа