Катание по холсту, залитому краской, – это не искусство

19 июля 2022 17:06

В Париже, в Русском доме науки и культуры, открылась выставка "Свет России" классика русского реализма Олега Журавлёва.

 Родом из Фурманова, живописец, окончивший Ивановское художественное училище, а затем Московский академический художественный институт, создает и курирует различные международные проекты по популяризации русской живописной традиции, программы развития русского реализма за рубежом (Нидерланды, Франция, Италия, Болгария, Кипр, США...). Журавлёв известен как руководитель масштабных, международных в том числе, пленэрных проектов Фонда социально-культурных инициатив Светланы Медведевой.

На стендах Русского дома в Париже представлены картины из цикла "Россия, ее природа и достопримечательности", в котором одно из главных мест занимают виды малой родины художника: Фурмановский район, Плёс. Олег Журавлёв – автор таких тематических циклов, как "Москва", "Крым", "Суздаль" и "Дивеево", с которыми Русский дом в Париже планирует продолжить знакомить своих зрителей в будущем.

– Олег, почему на Западе востребован русский реализм?

– Выставка организована по линии "Российского фонда мира" (пользуясь случаем, выражаю признательность руководителю Ивановского регионального отделения Галине Азеевой). Русская пейзажная школа позволяет создать образ, который трогает душу, очищает и дает ощущение истинности и былинности, она гармонизирует людей, дает психологическую защиту от часто агрессивной социальной среды. Через любовь к малой родине на холсте передается связь поколений, чувство правды, понимания себя в этом сложном, быстро меняющемся мире.

Умение манипулировать людьми зашло очень далеко. На интеллектуальном поле сейчас правду отыскать трудно, поэтому люди, перенасытившиеся благами цивилизации, тянутся к искусству реализма в поисках подлинного, живого. Хорошо бы найти хотя бы пять минут в день на размышления о смысле жизни, сфокусировать луч внимания на образе мечты, подумать над вечными категориями.

Многие художники ищут вдохновение в текущей социальной драме или создают визуальные повторы конкретных мест. Но иногда лучше сделать фотографию, видео, чем заниматься "репортажной" живописью. Искусство всегда отражает время и должно нести более обобщенные смыслы. Сейчас в мире фейков и бурного расцвета сферы дизайна есть огромный запрос на правду, камертон подлинности, живой контакт.

Именно реализм я называю современным искусством, а не всяческие инсталляции и арт-шоу, когда краской заливают холст, катаются по нему. Вся развлекуха – это про бизнес, а не про искусство, которое – игра вдолгую. Искусство – работа души.

– В Иванове проводится фестиваль "Первая фабрика авангарда". Значит, вы не поддерживаете такие инициативы?

– Если фестиваль завоевывает грант, значит, у него есть и сторонники. Нельзя сказать, что один цвет лучше другого – важны сочетание, взаимодействие. В этом смысле я за полифонию, но также выступаю против перекосов и мнения, что только это и есть современное искусство. Авангард – это такой опыт в искусстве, который уже был. Закон цикличности возвращает нас к вечному направлению.

Для меня Иваново – это родина мощнейших имен реализма. Константин Мефодьевич Максимов – основатель школы реализма в Китае. Величина, сравнимая с Павлом Дмитриевичем Кориным.

– Где, кроме Парижа, можно посмотреть ваши работы?

– В Иванове у меня есть мастерская на улице Кудряшова, 80. Здесь, на последнем этаже обычного жилого дома, творили выдающиеся ивановские живописцы и делают это по сей день. Но основная моя мастерская находится в Москве, там и выставка – в первой высотке столицы на Большом Гнездиковском переулке. Здесь до революций располагалось кабаре "Летучая мышь", редакция журнала, театр, киностудия – место, намоленное Булгаковым и Есениным, а Маяковский даже посвятил стихотворные строки легендарному Дому Нирнзее.

Но в мастерских нет времени долго находиться. Поскольку я пейзажист и член географического общества, то много передвигаюсь по миру, сейчас – больше по России.

Однажды увидел, как на пашню села стайка журавлей, достал холст, пишу и вдруг замечаю рядом воинское захоронение – получилась аллегория. Вот такие моменты помогают найти решение для идей, которые давно живут в голове, создать образ. А иногда наоборот: наблюдаемое дает импульс для новых замыслов.

Хочу воспеть великую Волгу и ищу для этого локации. Если ваши читатели мне подскажут такие уголки, буду признателен. Связаться со мной можно "ВКонтакте".

 

Беседовала Елена ПАРГИНА

Читайте также
«Мастерская новых медиа» возьмет на обучение лучших медиатехнологов и креативщиков
"Движение Первых" запускает флешмоб "Спасибо спасателям"
В Ивановской области студенческие семьи смогут получить маткапитал 1 млн рублей